Плотные утехи | Арт | Time Out

Плотные утехи

  13 декабря 2010
3 мин
Плотные утехи
Фаворит Венецианской биеннале — «Пир Трималхиона„ арт-группы “АЕС+Ф» о падении нравов во вневременных символах — будет показан на девяти экранах в Новом музее.

Видеоинсталляция «АЕС+Ф» в Новом музее погружает зрителя то ли в атмосферу недоступного светского раута, то ли показа рекламного ролика пятизвездочного отеля для избранных. Представьте, что к эстетике греческих фресок добавили лоск глянцевой фотографии и высокотехнологичность XXI века. Смотреть «Пир Трималхиона», который складывается одновременно из видео на девяти экранах, все равно что листать древнегреческий Vogue.

Арт-группа «АЕС+Ф» – это Татьяна Арзамасова, Лев Евзович и Евгений Святский, а когда к ним присоединяется фотограф Владимир Фридкес, то название превращается в труднопроизносимое «АЕС+Ф». Последнее творение мастеров город до сих пор не может забыть – в 2007 году дворик Мраморного дворца украсила очередная гротескная фигура – шестиметровая девочка, благо не на бегемоте, но на динозавре. В первоисточнике, «Сатириконе» Петрония, Трималхион – богатый рабовладелец, чье имя стало символом роскоши и праздности. В современных реалиях местом, где возможны абсолютно любые удовольствия, оказывается грандиозный отель на диком острове посреди океана. Знакомая психология отдыхающего – на курорте все дозволено, а еще лучше, если все включено. Как и в греческой трагедии, все предельно утрированно и сразу понятно, кто кого играет: праздные бездельники в белых одеждах – это каста отдыхающих. А «слуги Трималхиона»: официанты, горничные, охранники, массажисты, повара – молодые броские красавцы всех цветов кожи.

На замедленном видео бесконечные повторы и заученные движения, как в классическом балете. Персонажи двигаются, как марионетки или модели на подиуме, но стоит вглядеться в их лица, с универсально отсутствующим выражением, и зритель узнает Светлану Светличную в главной роли, манекенщика Данилу Полякова, стилиста Елисея Косцова, художницу Анну Броше, йога Мухтара Гусынгаджиева и многих других.

С символикой тоже все предельно просто, уж если знак особого благосостояния – то клюшка для гольфа, а если пример абсолютного гедонизма – то тайский массаж. Здесь зрителю не покажут действия в лоб, но он без труда догадается, что происходит и не перепутает занятие серфингом с групповой эротической сценой.

Видео похоже на рекламу: действия складываются в картину мира потребления сегмента премиум-класса, какой ее, скорее всего, представляет себе зритель. Но только до того момента, пока персонажи не начинают меняться местами. Появляется тревога, когда размеренный взмах клюшки, как в триллере, становится угрозой смертельного удара в грудь. Группа на велотренажерах из обычных спортсменов превращается в армию, которая движется прямо на зрителя. Полет героя на инвалидном кресле, как метафора бес- конечных возможностей в этом комфортном мире, заканчивается трагическим падением с большой высоты. Марионеточный балет на подиуме в финале ждет Армагеддон. Реклама люксового бренда становится антирекламой, а элитарный мир, как утопия, рассыпается на части.
«Пир Трималхиона» С 10 декабря, Новый музей