Принцип принца
Мариинском шестой сезон. Статус – второй солист, в биографии – две дюжины небольших, но ярких ролей. Прошлый сезон был для танцовщика очень важен, он получил роль Вронского в премьерном спектакле Алексея Ратманского и роли Африканца и Гармодия в «Спартаке» Леонида Якобсона. 19 декабря Зверев впервые исполнит роль Базиля в «Дон Кихоте». Первая главная роль в «большой классике». До вершин один шаг. О трактовке роли и об обстоятельствах биографии танцовщик рассказал Time Out.
В декабре вы первый раз исполните партию Базиля. А кто вообще определяет, какая роль у вас будет следующей? В основном это зависит от нашего руководителя Юрия Фатеева, иногда что-то предлагают артист и его педагог. Устраивается просмотр, и, если Юрий Валерьевич доволен, дается спектакль.
Вы можете просто пойти и попросить какую-то роль? Нет, это не совсем удобно. Ходить к начальству и что-то выпрашивать… Нет. Фатеев сам все видит и предлагает сам: попробуйте вот то, потом вот это.
А что бы вы станцевали, если бы вам сказали: выбирай все что хочешь? Знаете, мне очень нравится «Дон Кихот». Если бы я сам решал, выбор был бы тот же самый. А еще – Солор в «Баядерке», «Корсар»… Я люблю всю нашу классику.
Самой яркой вашей ролью в прошлом сезоне стала роль Вронского. Как вам кажется, у него и у Базиля есть что-то общее? Хм, не думаю. Они совсем разные. Испания и Россия – сами понимаете. И тот и другой балет про любовь, но… Русские по-другому любят.
И вообще, расскажите мне про Базиля. Что он за человек? Любимец публики. Все его знают, каждый ему рад, он всегда на виду. Хороший малый, хотя очень простой.
То есть вы не собираетесь превращать его в этакого замаскированного балетного принца, как делают некоторые танцовщики? Настаиваете, что парикмахер – и все? Нет, я бы не назвал его балетным принцем. Конечно, это от исполнителя зависит, артист выбирает, каким быть Базилю. Я его вижу простым парнем – хотя, конечно, в последнем «парадном» акте он преображается. Мне принцы ближе, я их лучше чувствую – но тем интереснее сыграть цирюльника.
У кого вы учились в школе и с кем работаете сейчас в театре? Моим педагогом был Юрий Иванович Умрихин, и один год я стажировался у Бориса Яковлевича Брегвадзе. А в театре – Игорь Юрьевич Петров, и мне очень повезло с педагогом: работа проходит в диалоге, ему интересно мое мнение. Но, конечно, его голос – решающий, я всегда сделаю так, как он скажет.
Вы сами сказали: я хочу быть танцовщиком, отдайте меня в Вагановское училище – или вашу судьбу определили родители? Нет, все было решено до меня. Мой отец – бывший артист балета, и других вариантов не существовало. Даже когда мне было восемь лет, никаких космонавтов не было в моей голове – все было определено. И я ни разу еще не пожалел о том, что все сложилось именно так.