Аслан Юстасу
Пока старшие отпрыски семейства Певенси вступают во взрослую жизнь, младшие – Эдмунд (Скандар Кейнс) и Люси (Джорджи Хенли) – вынуждены коротать последние месяцы Второй мировой в провинции у дяди с тетей. Там, помимо унылых сельских пейзажей и незавидного положения не очень желанных гостей, им приходится терпеть еще и несносного юного кузена – капризного свинтуса по имени Юстас (Уилл Пултер). Очередной эскапады родственничка не выносят даже декорации, и девятый вал с висящей на стене незамысловатой марины выплескивается в реальную жизнь, обрушиваясь на всю троицу. Очнутся они уже на палубе шлюпа «Покоритель зари», ведомого королем Нарнии и старым знакомцем Певенси Каспианом (Бен Барнс) на поиски семи стариков-лордов, служивших еще его царственному отцу.
В отличие от первых двух частей «Хроник Нарнии», «Покоритель зари» (по крайней мере в первоисточнике К. С. Льюиса) – не столько целостное повествование, сколько череда коротких поучительных виньеток: один новый остров за другим, приключение за приключением, непременно высказываемый перед отплытием в дальнейшие странствия добрым молодцам урок. Дебютирующий в саге режиссер Майкл Эптид, задавая путешествию «Покорителя зари» несколько надуманную общую цель (таинственный остров, извергающий на всю Нарнию едкий людоедский дым), в остальном остается верен льюисовской структуре. Вот Каспиан и компания разгоняют работорговцев – следует сцена битвы на мечах. Вот избалованному Юстасу преподают урок хорошего поведения – и вновь не обходится без фехтования (правда, уже с участием говорящей мыши).
Суматошно разделываясь с льюисовскими мини-сюжетами, режиссер не успевает толком разъяснить их мораль, но не решается совсем от нее отказаться. В итоге авторские наставления для христиан младшего школьного возраста, у Льюиса – внятные и убедительные, оказываются здесь десятком заповедей-императивов («не завидуй», «не кради», «не возгордись»), приклеенных к тому или иному приключению, а единственным, в чье воспитание верится, оказывается неприятный с самого начала Юстас. Прочие же герои, на протяжении всего фильма разумные и смелые, в какой-то момент начинают вести себя глупо. Экранное время, положенное на логику их грехопадения, похоже, пошло на двадцатиминутную сцену схватки с гигантским морским змеем. Поэтому нелепыми кажутся и обязательные выходы Белой ведьмы ( как и в предыдущем фильме сериала « Принце Каспиане», Тильды Суинтон преступно мало в кадре) с Асланом. Явление льва народу, самый откровенный за семь книг саги привет христианскому канону, которого режиссер первых двух частей Эндрю Адамсон при всех недостатках его фильмов (а и держать ритм, и ставить экшн Эптиду удается лучше) все-таки старался придерживаться, в «Покорителе зари» получается таким, как если бы аргонавты вместо золотого руна вдруг обнаружили бога.