Два Спартака пара
В балете под названием «Спартак» интереснее всего смотреть не на главного героя (хотя восставший раб шикарно демонстрирует мускулы – и оба январских исполнителя, Юрий Смекалов и Данила Корсунцев, могли бы быть отличными моделями для римских скульптур). Любопытнее всего вглядываться в женщин – в ту, что любила героя (Фригия), и ту, которой предводитель рабов был совершенно неинтересен, но вот беспорядка в родном государстве она точно не хотела (Эгина). Обе эти роли – приманка для балерин; и в Мариинском 16 января ожидаются два неожиданных дебюта.
В роли Эгины впервые выйдет Дарья Павленко – это будет дневной спектакль, но любой праведный балетоман просто обязан поднять себя с постели за волосы и прийти в театр. Потому что – тут даже предсказать нельзя, что произойдет. Эгина – соблазнительница, агент мирового капитализма, совратившая с пути праведного соратника Спартака Гармодия и тем обеспечившая поражение спартаковского войска. Плавная, интригующе скрытная, текучая, многое обещающая и без напряжения лгущая в каждом движении – царственная роль, но… Для Павленко ли? С этой ее верностью друзьям, принципам, себе самой, со строгой манерой танца и неготовностью убивать всех на своем пути во имя карьеры? С не особенно выраженной любовью к игре (к танцу – видна страсть гораздо большая)? Страшно любопытно, что получится. Вдруг мы увидим новую – хищную – Павленко? Такое точно нельзя пропустить. Но в театре придется остаться до вечера: в тот же день, но в более позднем спектакле роль Фригии исполнит Екатерина Кондаурова. Да-да, именно Фригии – не Эгины, которую она играла на премьере и роль которой подошла азартной, насмешливой, решительной балерине как платье, скроенное лучшим дизайнером планеты. Именно Фригия – Кондаурова так-же примеряет не очевидную для себя роль. В якобсоновском балете подруга Спартака – воплощение дистиллированной чистоты, что в экстремальных обстоятельствах переплавляется в экспрессию дикую и почти болезненную. В этой экспрессии, в этих рваных жестах (особенно в финале, где над телом возлюбленного Фригию бьет высоковольтная судорога), противостоящих вальяжности Эгины, – та попытка прорыва, что пытался сотворить Якобсон в каменной реальности 1956 года. И не его вина, что внештатная сотрудница органов безопасности Эгина вышла у него лучше – художник отражает время, иначе не бывает. А сегодняшняя балерина Кондаурова – также отражая время – вглядывается в обеих женщин и пытается в них разобраться. Возможно, удивляясь и той и другой.
«Спартак», Мариинский театр