Елочный базар
Новогодние праздники в «Карлссон Хаусе» – это всегда интерактивное приключение. Основатели театра Борис Константинов и Денис Шадрин – проводники «западничества» в отношении взгляда и на театр: его здесь творят сообща, вместе с детьми (предварительно переодетыми в домашние тапочки). Например, «Ёлла» – это рождественское шоу, которое ведут два симпатичных представителя шведского «пантеона» околоновогодних персонажей – гусыня Акка и козлик Оззи. Вместе с детьми они совершают путешествие в Лапландию за лесной красавицей по имени Ёлла. В премьерном «Рождестве для маленькой Хильды» главная героиня тоже из Скандинавии. Овечка Хильда решает непростую дилемму: почему Санта-Клаус никогда не дарил ей подарков? Зрители помогают ей зажечь волшебный фонарь и ответить на самые злободневные вопросы, например, как рождественский дед успевает за одну ночь разнести подарки всем детям и каким образом он проникает в комнаты через печную трубу. Тем более когда ее нет.
В Театре комедии им. Н. П. Акимова – «Аленький цветочек» в постановке главного режиссера Театра марионеток им. Е. С. Деммени Эдуарда Гайдая. К какому бы хрестоматийному материалу – Чуковского, Андерсена, Маршака – ни обращался этот режиссер, всегда получается что-то новое, выходящее за рамки сюжета. Так в премьерном спектакле путешествие купца расцвечено курьезными встречами с экзотическими животными и персонажами народов мира. Сцены на острове во дворце чудища – повод показать всевозможные чудеса при участии скатерти-самобранки, волшебных полатей и, разумеется, аленького цветочка – придуманных молодыми художниками Марией Луккой и Александром Моховым. В ролях – «новобранцы» театра, а значит герои, Настенька и Принц, действительно будут молоды и прекрасны и, возможно, раскроют в полной мере историю о жертвенной любви.
Подарок «Кукольного формата» – «Погремушка» по мотивам сказок народов Севера, сюжет которой был навеян режиссеру и художнику Анне Викторовой путешествием в Тобольск. Вот и погремушка здесь – не только и не столько игрушка, сколько магический инструмент, бубен шамана, которым изгоняют несчастья, хвори, злых духов. Чтобы раздобыть его для людей, маленький герой отправляется в лес, встречая разных представителей фауны и фольклорных чудищ. Сюжет разыграют тантамарески – особые большие куклы, в которые вставляются голова или конечности кукольника. Кроме того, здесь сыграют «Морозко» – своего рода «домашний театр», в котором вместе вспоминают стихи и отгадывают загадки, а сама сказка разыгрывается кукольниками на столе при участии намеренно примитивных тряпичных кукол, воспроизвести которые при желании сможет каждый ребенок. Уже в действительно домашних условиях.
Имя Руслана Кудашова, худрука БТК гарантирует качество любого представления, даже «елочного». В качестве утренника тем зрителям, что помладше, он подготовил «12 месяцев, или Путешествие по кругу». Совсем не Маршак, а синтетическое зрелище, календарная феерия из 12 номеров, парада-алле и заключения, при участии месяцев, стихий и зодиакальных знаков, сменяющих друг друга. Движение звездного небосвода дает эффект непрерывности, а персонажи выходят каждый со своим номером: Козерог – акробатическим, Близнецы – чечеточным, Рак – силовым. Ближе к православному Рождеству, когда уже не только съедены, но и переварены все салаты, – «В Рождество все немного волхвы». Это уже представление для семейного просмотра. Сначала сюжет о рождении Иисуса Христа, Марии, Иосифе, Ироде и волхвах разыграют в каноническом варианте традиционного русского вертепа (двухэтажного ящика с куклами). Затем – в разных стилях и авторских вариантах, включая «исповедальные» околорождественские истории, которые рассказывают о себе актеры. Действие сопровождается рождественскими песнями – кантами, которые являются магическим камертоном спектакля.
Другой рождественский вертеп разыграют в Музее истории религии на Почтамтской. У программы «Светлый праздник Рождества» отчетливый познавательно-педагогический акцент. Вертеп не только показывают, но и попутно отвечают на самые заковыристые детские вопросы. Например, чем Дед Мороз не похож на Святого Николая, а Святой Николай – на Санта-Клауса. По окончании – моноспектакль Владимира Михельсона «Человечек из часов», один из финалистов фестиваля «Монокль». В основе – детские стихи Саши Черного. Когда маленькому мальчику скучно засыпать, он зовет выдуманного друга – озорного человечка из часов, вместе с ним превращая детскую спальню в огромный волшебный мир, где окружающие предметы оживают, а зрители становятся участниками игры.