Секрет успеха от Василия Петренко
График выступлений дирижера Василия Петренко расписан на пять лет вперед. Работать с ним хотят не только симфонические оркестры Европы, но и ведущие оперные дома, а его контракт с Ливерпульским Королевским филармоническим оркестром подписан до 2012 года. Известие о награждении Василия престижной премией Gramophone Awards стало настоящим взрывом информационной бомбы, тем более что в этом же году премию за «Лучшую оркестровую запись» получил Валерий Гергиев. Путь к европейской славе проходил в акустически убогом зале дворца Белосельских-Белозерских, где Василий Петренко и выступил с Государственным академическим оркестром Санкт-Петербурга в конце октября.
В России вы дирижируете с 1994 года, вы возглавляли оркестр, но при этом вас как будто не слишком замечали, а за рубежом отметили самой престижной премией. Как такое оказалось возможным? Ежедневный труд — и никакого пиара. Сегодня продвигать себя можно и без особо гениальных концертов, но с грамотным пиаром. Этот принцип действует теперь не только в эстрадной, но и в классической музыке. После конкурса дирижеров «Кадакес» в Барселоне в награду я получил 40 концертов, в основном с испанскими и некоторыми европейскими оркестрами. Президентом жюри конкурса был очень известный дирижер Невилл Марринер. После конкурса я подошел к нему и спросил: «Ну хорошо, я победил, ура, а что делать дальше?» Он познакомил меня со Стивеном Райтом, который долгое время был директором IMG Artists — одной из двух крупнейших компаний наряду с Columbia Artists. Агентство IMG взяло меня под пристальное наблюдение — ездили на мои концерты, приезжали и в Петербург. Иногда официально, иногда нет — я узнавал уже после. В конце концов, видя заинтересованность некоторых оркестров в повторном приглашении, они подписали со мной контракт. Дальше началась серьезная работа с разными оркестрами. Для такой работы в России еще не создана система — ее нет. Но из разговоров с владельцем IMG ясно, что агентство планирует открыть офис в Москве где-то в 2009 году. В России появились финансы, и им стало интересно здесь работать.
За что вам дали Gramophone Awards?
Мне — как лучшему молодому артисту года, оркестру — за инновацию. Концерт — открытие сезона — впервые вживую транслировался в интернете. Существует такая виртуальная вселенная Second life, в которой 9 миллионов пользователей. Было куплено два «острова», на которых соорудили виртуальный макет филармонического зала. Находясь в любой точке земного шара, туда можно было войти и увидеть концерт. Записи уже транслировались, а вот эффекта полного присутствия на концерте не было. Войти и зарегистрироваться можно было бесплатно. В виртуально созданном концертном зале я также был представлен как персонаж. После концерта в буфете была сессия вопросов и ответов.
Вы предпочли Ливерпуль, потому что здесь, условно говоря, надоело ждать?
Если на Западе мне нужно встретиться с тем или иным чиновником, то для этого назначаются, к примеру, конкретные полчаса, в течение которых нужно решить конкретные вопросы. О предмете разговора очень хорошо знаю не только я, но и чиновник. А здесь люди могут часами говорить ни о чем: им просто интересно «пообщаться с маэстро». Причем наши некомпетентные чиновники могут задавать такие вопросы: «Вот у вас 14 скрипок, а шестью нельзя сыграть?». В органах власти смущают не только чудовищный непрофессионализм, но и родственные связи: все чьи-то кумы, сваты, браты. А хочется жить и работать по другим критериям. Но я с большим удовольствием вернусь в Россию, если государство: а) сделает нормальные зарплаты; б) даст субсидии на обновление инструментария — это безумно дорого, но необходимо, иначе бессмысленно говорить о качестве; в) предоставит приемлемые условия не только в виде репетиционных помещений, но и, например, просторного концертного зала. Мне хочется заниматься музыкой, а не ждать, пока вышестоящие инстанции соизволят удовлетворить элементарные просьбы.
В Ливерпульском оркестре музыканты вас хорошо встретили?
Иначе быть не могло. На западе решающее слово в выборе дирижера всегда остается за оркестром — не только за художественным советом, но за всеми членами оркестра. По указке сверху назначений не происходит никогда. Оркестр спросит: «А кто это такой?».
Вы уже считаете себя «лицом Ливерпуля»?
Если учесть, что весь город увешан постерами с моим лицом в связи с серьезной рекламной кампанией оркестра, тогда — да.
Везде с улыбкой?
Улыбка — первое отличие, которое ты познаешь, выезжая на Запад, в частности, к оркестрам. Если у нас ты выйдешь к оркестру улыбаясь, то оркестранты подумают, что ты либо дурачок, либо при тебе можно делать все что угодно. Поэтому у нас нужно приходить — это в русской традиции — с мыслью, что пока по башке не дашь, человек не заработает. На Западе, если ты не улыбаешься, все начнут думать, что ты болен, что у тебя в жизни конфликты и невзгоды.
В вашей карьере это первая такая серьезная кампания?
Были разовые, в течение месяца. А в данном случае она длится уже второй год. Но на улицах, на мое счастье, пока не узнают. Наверно, тут никому в голову не придет, что главный дирижер может ходить за продуктами в супермаркет — без лимузина.
Где вы там живете?
Недавно купил себе половину двухэтажного дома в кредит, сейчас активно его обустраиваю, чтобы жене с трехлетним сыном было комфортно. В Москве — суета. А в Ливерпуле энергию отдают для очень важных дел и свершений. В Москве это больше делается для золотой мишуры, поскольку считается: чем больше мишуры, тем значимее личность. В Англии тех, кто так выпендривается, общество отвергает. Там ты должен быть искренен: если неискренен, тебя сразу раскусят.
Культ битлов там чувствуется?
На презентации 2008 года, когда Ливерпуль станет культурной столицей Европы, я успел познакомиться с Ринго Старром и Полом Маккартни. Мы обсудили проекты, которые предстоит делать совместно. Грандиозный концерт предстоит в январе на открытии огромной крытой арены, где будут не только экс-битлы, но и разные английские поп-группы, симфонический оркестр, оперные — проект с музыкой, светом, кино, лазером.
Вы кузнец своего счастья или фаталист?
Кузнечик. Еще в хоровом училище нам внушили: если второе место — ты уже проигравший.