Виновница торжества
Алина Сомова – лауреат «Золотой маски» 2010 года. Кроме того, она обладательница и более ценного приза – серег Майи Плисецкой, что та вынула из ушей и подарила юной балерине после премьеры «Конька-горбунка» Алексея Ратманского. Царь-девица в этом спектакле – умница и отличница в стране, населенной дураками – смешными, скучными, старательными, – и то, что один из них дурак героический и обаятельный, ситуацию не слишком меняет. Принцесса Аврора с решительной повадкой летит над сценой так, что кажется, принц не особенно нужен – сейчас она сама вырвется из своего сна, лишь проверит волчок-талисман. Невольница Медора, мимоходом забирающая в плен и богатенького пашу, и отважного пирата. Лучшие роли Алины Сомовой – роли сильных и независимых женщин (что бы там ни было с их зависимостью по сюжету).
В конце января балерина планирует вираж в своей карьере – в ее репертуаре появляется принцесса Ширин. Девочка-случай, девочка-судьба. В балете Юрия Григоровича «Легенда о любви», который был впервые поставлен в Мариинском в 1961 году и пользовался таким успехом, что стал трамплином для назначения автора главным балетмейстером Большого театра, главный герой, придворный художник Ферхад, случайно видит юную красавицу. Один взгляд – и переворот судьбы: девчонка – сестра царицы Мехменэ Бану. Когда героиня была смертельно больна, царица в обмен на ее выздоровление отдала бродячему колдуну свою красоту – не в переносном смысле, а в самом прямом: лицо с тех пор пришлось навсегда завесить тряпкой. Но с красотой не исчезло желание быть любимой – и, как назло, предметом страсти Мехменэ Бану стал Ферхад. Счастливую, солнечную, взаимную влюбленность сестры и Ферхада царица воспринимает как предательство – да, герои не виноваты, но дикая, иррациональная обида застит разум царицы. Рядом еще Визирь, который не то сам неровно дышит к госпоже, не то хочет добиться внимания из карьерных соображений, а в подчинении – громадное войско, что по первому жесту сотрет неугодных в порошок или же догонит и заставит выполнить волю правительницы. Сюжет прямо как стрела, кордебалет завивается тугой спиралью, и посередине сцены, натыкаясь на выступающих из углов преследователей, бегут от царицы Ферхад и Ширин.
Перед балериной стоит задача сыграть девочку, просто ни в чем не виноватую девочку, одним прыжком и одним жестом ломающую баланс сил и нарушающую спокойствие царства. Чуть-чуть совсем естественного кокетства, доверчивый ход к восторженно глядящему зрителю – и начинающиеся землетрясения в царстве-театре и вокруг. Восьмой сезон в Мариинском. Алина Сомова впервые выходит в роли Ширин.
«Легенда о любви», Мариинский театр