Интервью с Валерием Тодоровским
Ваш отец в одном из своих старых интервью на вопрос о том, каким вы были ребенком, ответил, что вы были нормальным шалопаем, все время пропадали на улице, а потом классе в девятом-десятом
вдруг стали запойно читать и так, в общем-то, и сформировались. А что именно тогда вас потрясло больше всего?
Тут в чем дело: лет до десяти я жил в Одессе.
А это такой «растительный» город. Там очень легко просто расти: бегать к морю, купаться, веселиться на улице. Хорошая погода, солнце. Я там рос как трава — ни о чем не задумывался, не беспокоился. А потом мы переехали в Москву, и вот в этой новой обстановке, в более мрачной, депрессивной атмосфере большого города, у меня в голове начало что-то меняться. Ну и потом, у меня появились новые друзья — более образованные, интеллигентные ребята, рядом с которыми я понял, что я — темный, невежественный. Так что стал читать — абсолютно
бессистемно, то есть все, что попадало в руки.
Я прочел тогда многое, что сейчас бы читать,
конечно, не стал: какие-то огромные тома, какие-то странные книги.
К слову, о растительных городах. Ростов в «Тисках» предстает таким Рио-де-Жанейро, очень сильно все напоминает «Город Бога» — та же пыль, песок, жара, кровь кипит. Это нарочно у вас вышло?
Нет, просто Ростов — это и есть наша Бразилия. Юг, солнце — там же люди совсем не такие, как в Москве или Петербурге. Они в шлепанцах и майках в центре города тусуются,
смотрят на красивых девушек. У них и проблемы другие, и страсти тоже. Мы и не хотели снимать фильм в какой-то депрессивной
местности, на каких-нибудь заводских окраинах с трубами. Просто нужен был богатый провинциальный город, со своими клубами, с тусовкой. Все клубы, которые есть в фильме,
настоящие ростовские. Мы ничего там не меняли и не придумывали. Да и массовка — обыкновенные ростовские ребята, которые выглядят и одеваются ничем не хуже нас с вами.
У большинства режиссеров есть какие-то свои болевые точки, темы, к которым постоянно возвращаются. В «Тисках» вот у вас речь о наркотиках идет — вы шли к этому как-то, готовились подсознательно к съемкам на проблемную тему?
Тут ведь не в наркотиках дело. Вот вы мне можете сказать, зачем люди употребляют
наркотики?
Из-за скуки, невозможности самореализации. Чтобы заполнить какую-то пустоту
внутри себя.
Да, именно. Чтобы сбежать от этой пустоты,
от окружающего мира. И об этом я снял фильм. Не о порошочках, таблеточках — это ведь лишь инструмент, способ побега. А о том, что заставляет человека бежать от реальности, которая его окружает. А наркотики — это же глобальная катастрофа. В Ростове, где мы снимали, ходят толпы человек с синюшными руками, на улице люди валяются. Нельзя оставлять это просто так.
Вам не кажется, что было бы актуальней снять такой фильм в 90-х?
Нет, нисколько. Русских же фильмов на эту
тему нет совсем, никто об этом раньше-то и не снимал. За рубежом — да. Меня тут спросили, какой жанр у фильма, триллер это, что
ли? А потом я узнал, что давно уже есть такой жанр — «наркотриллер». Я смотрел, конечно, когда-то эти фильмы о наркотиках, но хотел снять свою, авторскую историю, в наших условиях.
А пресловутое участие Госнаркоконтроля как в картине отразилось?
Я так скажу: это они включились в наш проект, а не мы в их. Никакого заказа не было.
Фильм был бы снят в любом случае, с ними или без них. Они к нам специально не обращались. Просто мы сами на каком-то этапе поняли, что можно бы к ним обратиться, и они
включились в съемки. Но скорее финансово, чем как-то еще. В сценарий мы внесли лишь одну поправку — Дудайтис (персонаж Алексея Серебрякова) был просто милиционером,
а стал наркополицейским. Ну, какие-то консультации по деталям были. А так — у меня на съемках работал человек, сам в прошлом тяжелейший героиновый наркоман. Он очень
сильно помог, подсказывал, если что.
Вы осознанно взяли на главные роли молодых актеров?
Конечно, мы же хотели снять молодежный
фильм, и логично было взять на главные роли молодых людей. На самом деле, все ребята,
что снялись в «Тисках», проходили кастинг
на роли в моем следующем фильме, «Стиляги». Но так получилось, что сначала мы сняли «Тиски», и все актеры снялись и там, и там. Но в «Тисках» большие роли и у Федора Бондарчука с Алексеем Серебряковым.
А ничего, что Бондарчук опять в роли обаятельного негодяя? Несколько заезженный выбор, по-моему.
Послушайте, ну не такой уж и заезженный.
Федор Сергеевич — очень талантливый человек, и других кандидатов на эту роль (наркодилера Вернера) не было. У нас ведь не так
много хороших актеров его возраста, которые были бы в состоянии играть противоречивых персонажей. Противоречие здесь
крайне важно, если бы герой Бондарчука был
мерзким и неприятным, не было бы никакого
конфликта, никакой драмы.