Держаться корней | Кино | Time Out

Держаться корней

  7 февраля 2011
3 мин
Держаться корней
В любом кадре фильмов Коэнов видно, что режиссеры знают, о чем говорят, когда снимают картины об американской жизни. Новый вестерн братьев Коэн говорит о духе времени едва ли не больше, чем сводка новостей. Текст: Иван Чувиляев

Совсем юная барышня Матти Росс (Стайнфелд) теряет отца – он погиб от рук злодея по имени Том Ченни. Девочка не из тех, кто сидит без дела сложа руки, и, не успев еще толком оплакать родителя, отправляется искать киллера, который бы вместе с ней грохнул папашиного убийцу. Такой парень находится – одноглазый алкоголик, начальник полиции Когберн (Бриджес). Правда, весьма не вовремя на горизонте вырисовывается холеный техасский рейнджер Лабеф (Дэймон), который тоже хочет добраться до Ченни, только уже со своими, сугубо меркантильными целями.

«Железная хватка» – это Коэны высшей пробы, не лучшие, но именно такие, какими всем запоминаются: лихие пересмешники, с перестрелками бегущие по следу попеременно то Копполы, то Леоне, то еще кого из классиков. Несмотря на очевидность этого, Коэны здесь впервые в своей биографии открыто заявляют, кто они такие и откуда взялись: хотя всем и так было понятно, четкой артикуляции давно не хватало. Ну вот и появился наконец ремейк классического фильма великого Хенри Хэтэуэя с Джоном Уэйном и даже Деннисом Хоппером в одной из главных ролей.

Это не тот случай, когда имеет смысл шерстить предыдущий вариант и сличать фильм 1969 года с коэновским творением: братцы кролики не адаптируют первоисточник к современности и не пририсовывают к нему усы и фингалы. Взаимоотношения «Хватки» с фильмом Хэтэуэя совсем иные. Это тот случай, когда чужой фильм им идет как родной, незнающий и не заметит, что сюжет и герои – чужие. По-честному, все предыдущие фильмы Коэнов были точно такими же ремейками, только без конкретного первоисточника. За эту ремейковость, чего уж греха таить, их и любили все эти годы и называли это «их фильмами говорит Америка». Вот и «Хватка» не переделка классического фильма, а эдакое «Рождение нации – 2010». Но самое ценное в «Хватке» даже не то, что это именно такие Коэны, которыми их всегда хотелось видеть. Братья замечательны тем, что каждый их фильм, начиная с «Большого Лебовски», был самым адекватным высказыванием о времени, не скатывающимся в памфлет (хотя в том же «Лебовски» усматривали намеки на политическую ситуацию 1998 года) и неожиданно лирическим. В этом смысле их можно сравнить разве что с нашим соотечественником Алексеем Балабановым (роднит их и чередование «зрительских» и «своих» фильмов, граница между которыми с определенного момента уже неразличима).

Точно так же, как «Серьезный человек» был исповедью Коэнов, которая попала в точку по ощущениям всех и вся после кризиса, «Хватка» – начало новой страницы. И это тоже диагноз: ну кто другой сможет подарить надежду, уловить цайтгайст и выразить его в меланхоличном вестерне о девочке с ружьем!

«Железная хватка» в кинотеатрах с 10 февраля