Цвет круглится
Художник и теоретик искусства, друг Малевича, муж поэтессы Елены Гуро, издатель будетлянских книг, автор футуристической оперы «Победа над солнцем» на стихи Крученых и Хлебникова, организатор общества «Союз молодежи», в живописи Матюшин развивал идею «расширенного смо-трения»: десятилетиями изучал влияние цветов на форму и друг на друга. Итогом работы стало создание вместе с художниками Валидой Делакроа, Николаем Костровым, сестрами Ксенией и Марией Эндер группы КОРН («Коллектив расширенного наблюдения»). На крупнейшей за четыре года с открытия музея выставке – более семидесяти цветовых таблиц и архивные фото их смотра, который в 1930 году произвел фурор. Тогда увидеть пятна на фоне в Центральный дом работников искусств пришли тысячи зрителей, сегодня эту авангардистскую колораму показывают в камерной обстановке дома на Песочной. Всматриваясь в цветные фигуры пирамид и параллелепипедов, начинаешь воспринимать оптический эффект, описанный Матюшиным: «При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме угловатость, цвет звездится, теплые оттенки, наоборот, создают ощущение округлости формы, цвет круглится».
«Группа КОРН. 1930. М. В. Матюшин и ученики». Музей петербургского авангарда, до 30 марта