Перелетев океан | Театр | Time Out

Перелетев океан

  15 февраля 2011
3 мин
Перелетев океан
Вероника Парт, до 2002-го солистка Мариинского, а теперь балерина American Ballet Theatre, выступит на родной сцене в «Лебедином озере». Текст: Анна Гордеева

Вероника Парт уехала в Штаты в 2002-м. Нельзя сказать, что «отряд не заметил потери бойца», но горевали о ней не сильно: ну, из россыпи драгоценностей укатилось одно колечко. Позже стало ясно, что места ее никто не занял. Новые восходящие звезды осваивали свои пространства, кусочек же территории Парт так и пустовал. Теперь балерина American Ballet Theatre приезжает на гастроль в свой родной театр. И понятно, что Мариинский в вечер этого «Лебединого» будет переполнен: зрители будут ревниво проверять, не испортили ли американцы девушку, которую здесь регулярно вспоминали все эти восемь лет.

Вспоминали выпускницу Вагановского (класс Инны Зубковской), что занималась в Мариинском с Габриэлой Комлевой и через два года после прихода в театр передвинулась из кордебалета в солистки. Прохладную красавицу, не слишком склонную к актерской игре, – ей всегда лучше удавались роли, где не следовало «хлопотать лицом». Даже в самые юные, щенячье-радостные годы Парт были свойственны отстраненность и «королевственность». Ее Мирта обдавала умоляющую влюбленную парочку таким холодом, что сразу было ясно: только чудо может спасти их, пусть оставят все надежды. Самая роскошная роль была – Фея Сирени в сгинувшей вихаревской версии «Спящей красавицы»: Парт стала воплощением империи, что решает проблемы смертных с достоинством и не суетясь. Декабрьски холодная Раймонда, из-за которой готовы были перерезать друг другу глотки христианский рыцарь и сарацин; Мария в «Бахчисарайском фонтане», пробуждавшая смертоносную злобу в Зареме не только потому, что из-за нее Зарему разлюбил хан Гирей, но по причинам совершенно классовым, – так на коммунальной кухне пролетарская хозяйка ненавидит интеллигентную соседку только за манеру никогда не участвовать в сварах. Единственный раз Парт вышла за рамки выбранного стиля, когда танцевала Терпсихору в «Аполлоне»: вдруг проглянуло и лукавство, и озорство. Балетоманы очки протирали: та ли девушка? Ну да, та самая – что-то пообещала Петербургу и уехала.

В Нью-Йорке из нее это обещание и не пытаются вытащить, эксплуатируют все ту же стать и манеру. Они прекрасно подходят к образу уроженки Петербурга, каким его видят американцы. В мае позапрошлого года Парт стала principal – высшая ступенька, балерина. Все у нее в порядке. Будет ли у нее чувство, что она сдает на сцене Мариинского некий экзамен, появится ли из-за этого в Одетте некоторый нерв, а в Одиллии – вызывающая энергия, увидим только в театре.

«Лебединое озеро», 19 февраля (19.00), Мариинский театр