Колин Ферт: «К логопеду не ходил, заикаться меня научил наш сценарист»
Вас вообще интересовала история 1930–40-х годов до того, как вам предложили эту роль? Нет, мне было совсем неинтересно. Я даже ни одной королевской биографии до того не прочел. Но мне понравилось то, что у нас на первый план вынесена история, по общему представлению, второстепенная – по сравнению с Эдвардом и его скандальным романом с Уоллис Симпсон. Тут же протагонист – его младший брат Георг, человек, не готовый к вниманию всего мира, не желающий его. Меня очень заинтересовала возможность показать дружбу этого человека с тем, кто ему действительно помог.
Вам самому Георг симпатичен? Пожалуй. Он не собирался становиться королем Англии; его считали скучным, нехаризматичным младшим братом всеобщего любимца-наследника. Да еще и это ужасное заикание – в общем, ему катастрофически не повезло: никакой реальной власти, лишь необходимость постоянно выступать на публике (не только на всю Англию, но и на всю Европу) – то есть делать то, с чем у него были самые большие проблемы. Добавьте к этому то, что разгоралась война, а его соперниками были Гитлер и Муссолини, известные мастера риторики. Словом, та еще работенка – и без возможности отказаться. Когда смотришь записи его выступлений, сердце кровью обливается. Храбрости, по крайней мере, ему было не занимать: Георг же в юности рвался на Первую мировую – а его не пустили из-за проблем со здоровьем.
Пришлось заниматься с логопедом, чтобы научиться заикаться? Нет, к логопеду я не ходил. Как-то сам справился. Знаете, так много разных материалов о том, как справиться с заиканием, – и нет ни одного о том, как ему научиться! Так что моим лучшим учителем стал наш сценарист Дэвид Сейдлер, он заикался ребенком. Дэвид сказал мне, что при этом чувствуешь себя так, словно ты под водой, как будто тонешь и ловишь ртом воздух. Когда повисает эта тишина, тебя словно засасывает в черную дыру и кажется, что это никогда не кончится. Я смотрел выступления Георга – и видел ровно то же самое. Со стороны это заикание длится секунды, но для него это была вечность.
«Король говорит» удивляет в первую очередь тем, насколько это смешной фильм. Мы, на самом деле, были поражены такой реакцией. Во время репетиций были смешки, конечно, но, в основном, хихикала Хелена Бонэм Картер – она вообще хороша по части чувства юмора. Я еще подумал: «Ну, если бы все зрители были такие, то получилась бы неплохая комедия». Потом на фестивале в Теллурайде публика сползала с кресел от хохота – но и плакали тоже многие. О чем еще мечтать?