Театральная премия «Прорыв»
Член жюри режиссер Константин Богомолов рассказал Марии Кингисепп о прогрессивном театре, а Юлия Клейман поговорила с лауреатами и номинантами премии. Фото: Дарья Пичугина
Константин Богомолов: В премии «Прорыв» главное не сам факт награды, а то, что энное количество людей, от которых зависит в том числе принятие судьбоносных решений, пускай принудительно, но должны отсмотреть энное количество молодых актеров, режиссеров, художников. Должны о них подумать, обсудить, поговорить – и еще пообщаться с ними лично собственно на вручении премии. Это, наверное, важнее, чем какие-то итоги: занятые люди – экспертный совет и жюри – посмотрели спектакли молодых. Театральные персоны, как правило, крайне эгоистичны. Внешне сокрушаются об отсутствии новых имен в режиссуре, о нехватке ярких молодых артистов, а внутренне существуют себе в болоте, потому что это болото позволяет им спокойно дремать, как бегемотам. А для молодых людей самое трудное – вытащить их из болота и зазвать к себе на спектакль. Так что премия «Прорыв» хороша как информационный повод, возможность для молодых заявить о себе. Вот они появляются на баннерах и афишах, о них говорят в метро, их обсуждают в городе, проводятся выставки с их портретами. Важно, чтобы новое имя было у всех на слуху.
В моей будущей премьере («Король Лир» в «Приюте комедианта», премьерный показ планируется на начало осени. – Прим. Time Out) будет довольно специфическое, сложное и непрямое, распределение. Я ищу артистов, которые способны не только стать одной командой, но и жить в едином стиле, встроиться в ту систему координат, которой я придерживаюсь: работать в достаточно европеизированной манере. Такое освоение материала появляется сегодня у многих молодых людей. Оказывается, большинство артистов давно затраханы режиссерами, которые велят: заплачь на сцене, засмейся на сцене, разденься на сцене. Во время «смотрения» «Прорыва» я, естественно, смотрел и на артистов. Могу выделить Алену Старостину. Она в достаточно юные годы играет весьма сложную вещь, стилистически очень хорошо существует в сложном материале (спектакль Дмитрия Волкострелова «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева). Я вижу умные глаза, чувство собственного достоинства, хорошее, спокойное обращение с залом, в котором нет угодливости или страха. Могу выделить Дмитрия Лысенкова, который обладает безусловной свободой на сцене и делает то, чего никто в театре особо не умеет.
Я пообщался с Антоном Губанковым и увидел во главе вашего комитета по культуре очень трезво и современно мыслящего, точно оценивающего, а главное, любопытного до всего нового и талантливого человека. Плюс у него все в порядке с чувством юмора. Он в контексте, он разбирается в театре. У него европейский менталитет и манера. Вы можете про себя что угодно думать, но поверьте: у вас сейчас дышится в определенном смысле легче, чем в Москве. У меня ощущение, что здесь происходят реформы, движение, развитие, а не застой. Петербург сегодня не является провинциальным городом. У него появилось чувство собственного достоинства. Здесь хорошо, и здесь есть будущее.
Номинация «Лучшая молодая актриса драматического театра»
Юлия Марченко Роль Лизы, «Изотов», реж. Андрей Могучий, Александринский театр
Алена Старостина Роль Женщины, «Июль», реж. Дмитрий Волкострелов, творческое объединение «Август»
Ульяна Фомичева Роль Лики, «Мой бедный Марат», реж. Андрей Прикотенко, «Приют комедианта»
Елена Мартыненко Театр на Васильевском – специальный приз номинационного совета «За разнообразие творческого поиска и мастерство»
Алена Старостина
Благодаря тому, что нас выдвинули на премию «Прорыв», мы смогли показать наш спектакль «Июль» еще и еще раз. Раньше мы нигде не могли его играть.
Сейчас самое главное для меня – это не режиссер, а материал. Я должна прочитать и понять, что хочу сыграть именно сейчас именно этот текст.
У нас в городе очень не хватает современных текстов: их в Петербурге боятся. В Москве ситуация абсолютно другая, там есть фестивали, где с ними знакомятся. В Театральной академии уже давно должен был появиться предмет «Современная драматургия». Сейчас в обучении актеров все заканчивается очень рано: выпускаясь, мы знаем Чехова и Грибоедова, а о современных авторах даже не слышали. Новые пьесы – это необходимая попытка взглянуть на сегодняшний день, на то, что происходит, о чем пишут в интернете и говорят по телевизору.
Номинация «Лучший молодой актер драматического театра»
Дмитрий Лысенков Роль Гамлета, «Гамлет», роль Хлестакова, «Ревизор», реж. Валерий Фокин, Александринский театр
Антон Багров Роль Марата, «Мой бедный Марат», реж. Андрей Прикотенко, «Приют комедианта»
Дмитрий Лысенков
Театральная ситуация в городе весьма печальна. Все, что становится у нас событиями, – это немножко домашние радости. Касательно премии «Прорыв» – артистам нужны добрые слова, и не только молодым. Но вообще, логичнее вручать премию молодым актерам, которые только что окончили учебу и как-то проявили себя.
Мне неинтересна новая драма, потому что в ней все слишком прямолинейно. Эта выпрямленность лишает меня возможности создавать подтекст, лишает нас воображения.
Мне и спектакль «Гамлет», где я играю главную роль, не нравится. Как зритель я бы, наверное, не смог досидеть на нем до конца. Мысль, заложенную автором спектакля, я принимаю и считаю ее достойной театрального выражения, но выбранный для этой мысли материал считаю неадекватным. Невозможно на одну чашу весов положить пьесу «Гамлет», а на другую – это режиссерское высказывание о нашей действительности.
Номинация «Лучший молодой режиссер драматического театра»
Дмитрий Волкострелов «Июль», творческое объединение «Август»
Александр Савчук «СиНфония № 2», театр Lusores
Дмитрий Волкострелов
В современном театре в целом ситуация плохая, ведь театр – это отражение общества. Как и в жизни, есть несколько хороших людей, делающих хорошие дела, свой авторский театр, для которого они собирают ансамбль, – Лев Эренбург, например. Но в целом и система репертуарного театра, и система нашего государства себя дискредитировали. Ни в одной стране мира нет такой театральной системы, которая позволяет людям сидеть на одном месте и ничего не делать. Абсолютное отсутствие инициативы. То же самое происходит в обществе, ведь любая инициатива у нас наказуема. Это очень близкие вещи: частная инициатива гражданина и частная инициатива актера, который встает с задницы и начинает искать себе интересную работу, вместо того чтобы сидеть и ждать подачек.
Номинация «Лучший исполнитель роли второго плана в драматическом театре»
Маргарита Иванова Роль Девушки из «Райского сада», America 2, реж. Петр Шерешевский, Театр им. Ленсовета
Лаура Пицхелаури Роль Ирины, America 2, реж. Петр Шерешевский, Театр им. Ленсовета
Маргарита Иванова
Премия для меня неожиданна и радостна. В театре, где у меня нет больших ролей и я очень много занята в массовке, мне иногда кажется: ну работаешь ты в театре и работаешь, вроде бы художник, а вроде бы и нет. Премия дает силы и уверенность в том, что надо делать то, что хочется, и то, что можешь: делиться с людьми тем, что сам понимаешь.
Я не мечтаю о какой-то определенной роли, но хочется сыграть у хорошего режиссера, сейчас – у Анатолия Праудина. Мне очень понравился его спектакль «Циники» в нашем театре, а когда находишься с режиссером на одной волне, это необыкновенно радостная работа.
Номинация «Лучший молодой художник драматического театра»
Александр Мохов Cценография и костюмы к спектаклю America 2, реж. Петр Шерешевский, Театр им. Ленсовета
Юрий Сучков Костюмы к спектаклю «Смешные поневоле», реж. Александр Баргман, «Приют комедианта»
Номинация «Лучший молодой менеджер драматического театра»
Ольга Гусева и Марина Леонова Организация выпуска спектаклей «Такого театра» «Главное забыл» и «Священная книга оборотня»
Евгения Мурахтанова Организация гастрольных выездов Театра им. Ленсовета