Мадридский Прадо везет в Эрмитаж экспозицию из 66 шедевров
В 1819 году, когда он только открылся, его коллекция состояла всего из 311 картин. Сейчас их уже более восьми с половиной тысяч, но выставлять в залах удается около двух тысяч полотен, остальные – в запасниках.
Между Эрмитажем и Прадо много общего. Основу обоих музеев составили коллекции, собранные монархами. Первым сохранять картины во владении испанской короны еще в XVI веке решил император Священной Римской империи Карл V, он же испанский король Карлос I. Его дело продолжили августейшие потомки, причем многие работы делались специально по их заказам. Кроме того, в коллекцию Прадо вошли произведения искусства из монастырей Мадрида, Толедо, Авилы и Сеговии, принадлежавшие ранее испанской церкви, а также работы, полученные в дар от частных коллекционеров.
Эрмитажная экспозиция представляет все богатство мадридского музея. Больше всего здесь, конечно, испанских художников. Веласкес, Эль Греко, Мурильо, Сурбаран, Гойя – короли предпочитали «поддерживать отечественного производителя». Из 50 произведений Веласкеса, хранящихся в Прадо, в Эрмитаж привезли три портрета кисти художника. Пышные юбки на «Портрете королевы Марианны Австрийской» напомнят узнаваемые дамские силуэты «Менин», где она тоже изображена. На выставке можно увидеть портреты почти всех испанских монархов работы разных художников. Внушительная мадридская коллекция Гойи (140 картин и более 1000 рисунков и гравюр) будет представлена двумя полотнами: лирическим изображением маркизы де Санта-Крус в образе музы и большим картоном для шпалеры «Сбор винограда».
Второй внушительный блок составляют фламандцы. Почти полтора века часть голландских и бельгийских территорий принадлежала испанской короне, поэтому фламандские художники работали для испанского двора. В экспозицию вошли шедевры Ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка. Из иностранцев испанские монархи предпочитали итальянцев, французов и художников германской школы. Англичан практически нет, вероятно, в силу исторического противостояния морских держав. Наиболее популярным при испанском дворе оказался Тициан, в коллекции Прадо около 40 его полотен. Тициановская «Венера с амуром и органист», «Святое семейство с ягненком» Рафаэля, «Давид, победитель Голиафа» Караваджо, позднеренессансные работы Веронезе и Тинторетто и другие сокровища итальянской школы соседствуют на выставке с французскими классицистами Никола Пуссеном и Клодом Лорреном, а также с загадочным немцем-мистиком Альбрехтом Дюрером, представленным одним из «Портретов неизвестного».
Художественные богатства на этой выставке не подавляют, скорее вызывают прилив сил, вполне достаточный для того, чтобы потом свернуть в залы, где висят работы Пабло Пикассо, который когда-то лично оберегал эти шедевры, будучи директором музея Прадо.
«Шедевры музея Прадо в Эрмитаже»
С 25 февраля, Эрмитаж, Николаевский зал