Старые знакомые в новом обличии
Во время обдумывания данной статьи из закоулков памяти вдруг выплыл самый первый материал, прочитанный давным-давно о тогда ещё не любимой, а просто очень уважаемой группе Tequilajazzz. В архивах я нашёл тот материал (статья «Текила vs Текила», Л. Новиков, Fuzz, апрель, 1998), с удовольствием перечитал, и с удивлением обнаружил там тезисы и реплики музыкантов, абсолютно актуальные и для сегодняшней темы. Ну, вот например: «Костины гитарные пассажи по своему мастерству и изяществу не оставляют надежд подражателям. Как ни странно, Константин считает, что он «мало своего приносит в группу, оставляя для себя шанс когда-нибудь осуществить и свой самостоятельный проект». Ну, оставим рассуждения о творческом вкладе на совести Константина. Для поклонников группы с абсолютно неподражаемым саундом вклад любого из музыкантов не может казаться малым. А вот учитывая сказанное, и то, что, свои проекты, к сожалению полноценно нереализованные, у Константина были ещё в 80-х, видим, что появление группы KOD является закономерным событием.
Всегда приятно слушать разговоры Дусера о музыке. И о своей, и о чужой. Ну вот например, из того же 98-го: Я, на самом деле, ненормальный музыкант. Всем нормальным музыкантам не нравится собственное творчество, а меня вот офигенно прет от того, что мы сейчас делаем. В этом весь Дусер. И сейчас, что независимо от того, что получится дальше из нового проекта, и как сложится его дальнейшее развитие, видно, что ему в кайф новый виток творчества с его старинным другом.
Итак, КОD – это симбиоз электронной музыки и многочисленных гитарных сэмплов и живых ударных. Ну и в центре сцены на живых выступлениях психоделический видеоряд, или видеоарт, как его называют сами музыканты. Первое публичное выступление состоялось в ноябре 2010-го, в питерском клубе Танцы. Это был небольшой, но теплый междусобойчик, при скоплении друзей и коллег по творческому цеху, а также давних поклонников Tequilajazzz. Хорошо помню ощущения от того выступления. Ещё сильна боль утраты Tequilajazzz, но в то же время не терпится вновь увидеть любимых музыкантов на сцене. Волнение, даже тревога Кости передались и многим зрителям. Ощущения были, и да простят меня тонкие ценители музыки, будто от трудного, но важного выездного матча любимой футбольной команды. Игра идёт по началу, будто с трудом, но с проблесками, заставляющими радостно кричать, а потом переходит в уверенную стадию. Дусер был на своём почетном месте. Лучший рок-барабанщик России (как бы он ни спорил с этим утверждением), как хороший опорник уверенно выжигал центр поля, а вот Косте, конечно, было трудновато. Он поначалу будто боролся с требующим множества манипуляций аппаратом и микрофоном. Наибольшую радость у публики вызывал каждый эпизод, когда Костя брал в руки гитару (что поделаешь, привычка). В общем, концерт прошёл позитивно, но вряд ли по нему можно было бы делать объективные выводы о музыке.
После у группы состоялись ещё два выступления, одно из которых в Москве. За короткую биографию музыканты пережили и технический коллапс с аппаратурой, вследствие чего часть выступлений прошла в полуакустическом формате.
И вот второе технически полноценное выступление состоялось в прошлую пятницу, при минимуме сценического света и максимуме звука. Уже можно дать вдумчивую и абстрагированную оценку услышанному. Сразу могу предупредить, ничего общего с Tequilajazzz в музыке КОD нет и не предполагается. Опять же, Костина реплика из того же старого FUZZ о Текиле: Отношения между людьми тонкая материя. Иногда я понимаю, что происходит в группе, иногда мне кажется, что я неадекватно воспринимаю ситуацию. У всех свои представления о том, как должна звучать группа, как выглядеть. У нас больших расхождений нет, но я, похоже, все еще остаюсь большим романтиком в душе. В силу своего созерцательного склада, что ли, Саша с Женей расположены к более жесткой музыке, чем я. И музыка KOD в самом деле не такая жесткая чем та, что мы раньше слышали в Костином исполнении. Это касается и гитарных партий, как засэмплированных, так и сыгранных сверху, вживую.
В основе музыки мелодии, довольно понятные и быстро запоминающиеся. Тексты философские, настроенческие, но в меру образные и не высокопарные. Всё это подается на изящной шумовой глыбе в сочетании с мощным битом Дусера. Первое впечатление, что ударным не хватает прослойки из партии бас-гитары, но позже ощущаешь, что фишка именно в контрасте электронного и живого звука, и уже не думаешь об этом. В самой музыке можно найти отсылы (не подражание, и не копирование, а скорее перекличка) к известным группам. В частности я услышал что то от Sigur Ros, The Smiths (кто то скажет Кино) и даже ранний U2. Уж казалось, а эти то здесь откуда. Ан нет, воспоминания Дусера из того же 98-го о несостоявшемся в 80-х проекте Комиссары Австралии: «Это ж такая волна четкая была. В 87-м вышел ютушный Дерево Джошуа». Я так и обалдел. Костя ж до него такую же музыку играл. Видишь, идеи витали в воздухе».
В общем, звучит это красиво, сильно, разнообразно. Не хватает (надеюсь пока) немного искры, дрожи. Ну и этому есть объяснение. Зная Костину натуру и привыкнув за много лет к его веселому сценическому образу, почему то ожидалось больше пост-панка, а также стеба и прозаических текстов (что-нибудь типа «Иванова» БГ). Однако Костя в новом проекте оказался совсем другим, серьезным, сосредоточенным, колдующим над сэмплером. И возможно музыкантам с непривычки чуть не хватает легкости и непринужденности. Но это всё наживное.
А пока не стоит забывать, что перед нами не «та молодая шпана», а матерые «дяди» из настоящего авангарда современной независимой музыки. К тому же они состоявшиеся инструменталисты, и поэтому проект «КОD» явно инструментальный. Музыка хороша в первую очередь многочисленными шумовыми нюансами, переходами, сменами темпа и интенсивности звука, что в дальнейшем обязательно должно перерасти в интересную студийную работу. На втором выступлении я узнал абсолютно все композиции от первого выступления, но вот звучали они уже ощутимо по другому (жестче чем первый раз). Костя и Дусер умеют работать с аранжировками, ищут и явно знают, где искать. Костин вокал обретает уверенность. Появился уже и свой хит: композиция «Вода» вызывает наиболее теплую реакцию у публики. На живых выступлениях «КОD» важна хорошая звукорежиссура, и в «Грибоедове» звук, усилиями С. Наветного явно удался! Громко и чисто, без перегруза низких частот, и слова слышно. В общем, настоящий, камерный концерт.
Не хватает пока публики, а её точнее количества, адекватного мастерству музыкантов. На сегодняшний день она может взяться лишь из числа поклонников Tequilajazzz, которые похоже разделились на 4 лагеря: те кто слушают все пост-проекты из любви к музыке и музыкантам, те кто слушают только Евгения Федорова, как продолжателя дела «Текилы», те кто обращают внимание только на KOD, именно из интереса к новизне и поиску, и те, кто отвергают все пост-проекты, оплакивая любимую группу.
Я, например, отношу себя к первой категории. И KOD мне интересен именно новизной и поиском. В эпоху, когда честные и по настоящему талантливые музыканты на вес золота, не обратить внимания на такой проект как KOD, невозможно.
Ждём продолжения и настоящей студийной записи, которая и должна стать поворотным моментом в истории нового коллектива и поможет Косте и Дусеру окончательно обрести себя в новом обличии.
Текст: Дмитрий «Митёк» Мочалов
Цоколь 20:00, 25 февраля
Клуб Шум 20:00, Пятница 18 марта