Актриса Светлана Смирнова-Марцинкевич
Интервью: Мария Бошакова. Фото: Митя Ганопольский
Что повлияло на ваш выбор профессии? Иначе, наверное, и быть не могло. В моей семье все актеры, не только родители, но и дедушка с бабушкой, дядя, тетя, сестра, ее муж, мой молодой человек. Сейчас папа – администратор Казанского ТЮЗа, мама руководит экспериментальным театром «Автограф». В детстве я постоянно бывала на маминых репетициях, проживала спектакли вместе с труппой, плакала на галерке. Больше всего мне нравились ее роли Черной невесты и Дамы с камелиями. А в девять лет я впервые оказалась в Петербурге и сразу в него влюбилась. После десятого класса приехала поступать на курс к режиссеру Григорию Дитятковскому, прошла все туры, но без аттестата меня не взяли. После окончания школы вернулась и поступила к Семену Спиваку.
В театре играете? В какой-то момент, еще во время учебы, я почему-то захотела работать именно в кино. А в театр пока не тянет.
Как попали в фильм к Александру Миндадзе? Я снималась в сериале «Еще не вечер», ассистент по актерам отдала мои фото на студию, а вскоре меня вызвали на пробы. Прочитала сценарий, он по- казался мне блестящим. Потом в Петербург приехал Миндад- зе, проводил собеседование. Когда я впервые его увидела, то поняла, что буду сниматься, не знаю почему. И позже, когда делали совместную пробу с Антоном Шагиным, я тоже знала, что он пройдет.
Вам легко работалось вместе? Да, отлично. Кстати, мы родились в один день, только Антон старше на три года. И отношения в кадре сложились очень хорошие. Он мне помогал, иногда для этого нужно было просто встретиться глазами. Для меня «В субботу» стал первым полным метром, до того я играла только в сериалах.
Вы еще снимались у Виталия Мельникова. Да, в фильме «Львы, орлы и куропатки» я играю Нину Заречную на сцене. И хотя эпизод совсем маленький, все равно было очень интересно.
У актеров существует суеверие: играя людей, переживших что-то страшное, можно накликать на себя беду. Мне не было страшно, потому что фильм не про смерть, а про людей, попавших в страшную ситуацию, не пересказ событий, а образ чернобыльской катастрофы. Моя героиня Вера живет в общежитии, работает, играет в группе на свадьбах. Валера, герой Шагина, предлагает ей бежать из зараженного города. Это была самая сложная сцена. Миндадзе хотел, чтобы Вере было двадцать семь лет, а я на четыре года младше, поэтому меня соответствующе гримировали. Но в какой-то момент второй режиссер сказал, что я стала выглядеть старше. В итоге играла без грима.
Вы встречались с очевидцами аварии? Когда готовилась к роли, я, конечно, смотрела фотографии, документальные фильмы, архивные материалы. Однако самое большое впечатление на меня произвел разговор с костюмером. Она жила в Припяти, была там, когда случилась трагедия, 26 апреля 1986 года, и оказалась у нас на фильме. Не специально, просто так совпало. По ее рассказу, была обычная суббота, мама пошла прогуляться, они с сестрой играли во дворе. В это время к отцу пришел сосед и говорит: «Пойдем в подзорную трубу посмотрим, что там горит». Начали смотреть – действительно что-то горит в зоне АЭС. Эвакуацию же объявили лишь на следующий день, подали автобусы и сказали, что взять с собой можно только документы, больше ничего. Не говорили, куда, на сколько увозят. Самые отчаянные потом возвращались, чтобы забрать свои вещи, остальным пришлось все бросить. Вот этот рассказ, соприкосновение с настоящим опытом меня насквозь пробрало.
Вы только что вернулись из Берлина. Расскажите о впечатлениях. Это мой первый фестиваль и вообще первое путешествие в Европу. Я не видела фильма на- кануне, поэтому на показе очень волновалась, сидела вжавшись в кресло. К тому же впервые смотрела на себя на большом экране. В общем, я так волновалась, что, кажется, даже не все поняла. Наверное, придется пересмотреть. (Смеется.) Но кино очень напряженное, есть всего пара моментов, когда можно выдохнуть. Многое я пережила заново, где-то пыталась доделать роль: сижу в зале и проговариваю текст вместе с моей героиней.
Кого еще вы хотели бы сыграть? Жанну д’Арк. Ее образ меня очень будоражит. Но, наверное, сейчас никто не будет снимать о ней кино.
Кто из режиссеров вам интересен? Джим Джармуш, Эмир Кустурица, София Коппола. Я вообще люблю фильмы, в которых нет четкого деления: это хорошо, а вот это плохо. Мне нравится, когда есть вопрос.
Как вы любите проводить время? Работать, для меня в этом смысл жизни. А еще играть на гитаре, с тех пор как в двенадцать лет научилась это делать. Каждый вечер пою: песни «Битлз», Юрия Шевчука, из советских фильмов. Я и сама пишу. Мои однокурсники говорят мне: «Света, будет просто стыдно, если ты не выпустишь альбом». Надо заняться, наверное.