Вечер к 75-летию Антонио Гадеса
Сын каменщика, в 11 лет бросивший школу, чтобы помогать семье. Член ЦК Компартии Испании (марксистско-ленинский вариант). Потрясающий танцовщик фламенко, хореограф, чья слава в значительной мере утекла к давнему другу – кинорежиссеру Карлосу Сауре. («Кармен»? «Колдовская любовь»? Ну, это же фильмы Сауры», – скажет любой зритель.) Антонио Гадеса уже семь лет нет на этом свете, и петербургский театральный музей решил напомнить об артисте в год, когда ему могло бы исполниться семьдесят пять. В программе – и известные записи, и фрагменты совершенно уникальные.
Довольно сложно представить Гадеса в классическом балете, а ведь он учился в Риме у Антона Долина и танцевал – и музей достал откуда-то редчайшую пленку. Когда Гадеса окончательно достал правивший на его родине генерал Франко, танцовщик переселился на Кубу, где работал вместе с Алисией Алонсо. Знаменитая балерина (и одна из лучших Жизелей мира) пригласила его стать ее Илларионом. Можно только предвкушать то, что будет показано в музее: как фантастический, яростный Огонь, иди за мной Муж четырех жен и отец пятерых детей, Гадес отлично знал и любил жизнь и трагический темперамент Гадеса выливался в этой роли преданнейшего поклонника, отвергнутого ради легкомысленного графа.
Первый из танцовщиков фламенко, сознательно вышедший из замкнутого круга танца в мир большой сцены (ему случалось работать и в Ла Скала) и большого кино. При этом сумевший не поддаться попсе, ни разу не напяливший на себя нечто эстрадно-блескучее, от чего не смогли отказаться несколько звезд младшего поколения. В спектаклях (собственную труппу он собрал в Париже в 1969-м) и фильмах его танец хранил то же достоинство, что и в маленьких, недоступных туристическому взгляду тавернах. Муж четырех (последовательно) жен и отец пятерых детей, он отлично знал, что такое жизнь, и любил ее, и рассказывал о ней в танце так, как больше никому не удавалось. Он знал, что такое борьба (отец воевал с франкистами, сам Гадес всю жизнь упорно поддерживал Фиделя Кастро и даже сказал тому при вручении ордена Хосе Марти, что считает себя не художником, но солдатом в камуфляже и с винтовкой в руках, сражающимся за дело революции), и о ней ставил танцы тоже. Он на собственном опыте знал, что такое работа тореадора: в пятнадцать лет учился этому искусству, пока танцовщица Пилар Лопес не убедила его профессионально заняться танцем в ее компании. Он полыхал на сцене более 50 лет, и видеопоказ дает шанс вспомнить о том, как это было, и узнать что-то новое.
Вечер к 75-летию Антонио Гадеса
12 марта (17.00)
Музей театрального и музыкального искусства