Детский спектакль «Синяя птица»
Волшебная пьеса символиста Мориса Метерлинка, в которой дети дровосека по просьбе феи Берилюны отправляются на поиски Синей птицы, а в конце полного опасностей путешествия обнаруживают ее у себя дома, в постановке Андрея Могучего вроде бы должна была выглядеть как детский спектакль. Почти мультяшный облик героев, обилие анимации, костюмы, увеличенные в размерах так, чтобы зритель без труда поверил в то, что главные персонажи – дети. Получившаяся в итоге картина завораживает своей красотой и предназначена отнюдь не только детям. Зритель этого спектакля – житель мегаполиса, которому близки не метерлинковские души Огня, Воды, Молока, сопровождающие детей, а душа Шкафа и душа Холодильника. Два главных героя и сюжетная канва – почти все, что постановщики напрямую взяли из первоисточника, фактически Константин Филиппов и Андрей Могучий написали новую пьесу. Композитор Александр Маноцков специально для спектакля сочинил впечатляющие мелодии, исполнять которые будет не только оркестр театра, но и освоившие за время репетиций скрипку и виолончель актеры Александринского. Сценограф Александр Шишкин (соавтор Могучего по спектаклям «Иваны» и «Изотов») постарался наполнить постановку изящными чудесами и иллюзиями.
Андрей Могучий, режиссер: Спектакль будет абсолютно детский, для детей от девяти до двенадцати, пока мы так определили. И мне это интересно именно как задача. Для меня она архисложная, такой внутренний этический и эстетический поступок, мотивация для выделения энергии. Мы попытаемся разговаривать с детьми на темы, которые важны мне и важны людям, сочиняющим этот спектакль вместе со мной. Все пока очень смутно, но надеюсь, что будет удачно. Конечно, взрослых зрителей мы отсекать не будем.
Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин совершенно справедливо говорит, что зрителя надо растить. Есть потерянное поколение, которое не приучено к театру. «Синяя птица» будет попыткой не только привлечь это поколение в театр, но и начать выращивать подготовленного взрослого зрителя.
Пьеса Метерлинка лишена человеческих мотиваций, это, по сути, литература, а не пьеса. А законы театра не соответствуют законам литературы. Поэтому мы взяли из пьесы только один момент и раскрутили его в сюжетную линию, которую стали усложнять, обогащать, запутывать. Мы придумали свою мотивацию путешествия детей в потустороннее пространство. Потому что как только ты начинаешь делать так, как написано, иллюстрировать, это почти всегда залог того, что у тебя ничего не получится. У нас тоже, как и в пьесе, будут души предметов, правда другие, будет и образ страшного леса, ведь в волшебных сказках вход в любой сон осуществляется через лес. Но в целом у нас получилась другая пьеса с другим сюжетом, однако, я надеюсь, с тем смыслом, который заложен у Метерлинка.
На сцене Александринского театра, расписание смотрите тут