Юрий Буйда «Жунгли»
Буйда – мастер нарратива. Едва ли не лучший сборник рассказов, опубликованный в 1990-е, – его «Прусская невеста». В ней Буйда придумал свой «калининградский миф», смешав разные времена (от начала века до послевоенной советской эпохи) в этом ни на что не похожем локусе. У него Калининград бредит Кенигсбергом, Россия – Восточной Пруссией. Чужая история «бывшего» города как будто ушла в подсознание города нынешнего. Это место населяют странные персонажи, вышедшие то ли из текстов Андрея Платонова, то ли из готической немецкой прозы. Поэтому стиль Буйды столь экспрессивен – вплоть до намеренной вычурности. После успеха 1990-х писатель на некоторое время выпал из литературного процесса, и недавно написанные тексты (вроде романа «Третье сердце») прошли почти незамеченными. Теперь Юрий Буйда возвращается, его сборник рассказов «Жунгли» – доказательство того, что дар рассказчика все еще при нем. Герои узнаваемые, только вот локус поменялся. Это уже не Калининград, а Москва. Однако Буйда не срисовывает с натуры, а скорее накладывает аппликации на современную действительность. Или так – Буйда рассказывает сказки, которые причудливо искажают реальный мир. Поэтому у героя центрального рассказа сборника («Закон Жунглей») странное имя Франц-Фердинанд и еще более странные отростки на лопатках, которые можно принять за недоразвитые крылья. Но они не для того, чтобы летать. А для того, чтобы падать. Николай Александров
«Эксмо»