Международный фестиваль балета «Мариинский»
Первое ключевое событие фестиваля ни к традиционным премьерам, ни к привычным визитам иноземных звезд отношения не имеет: Ульяна Лопаткина впервые в жизни станцует Джульетту. Ее героиня помчится через сцену сломя голову, взбунтуется, самоустранится, то есть наша гранд-балерина, величие и прохлада, что и в семнадцать лет не позволяла себе быть девчонкой, на пике карьеры попытается представить, что это значит – быть влюбленным тинейджером.
Вторым громким аккордом станет премьера «Парка» корифея «нового французского танца» Анжелена Прельжокажа. Этот гимн Версалю, сочиненный в 1994 году для Парижской оперы, – самый классический и светлый из балетов албанско-французского возмутителя спокойствия. Сотворен он был под впечатлением от романа мадам де Лафайет «Принцесса Клевская», истории юной замужней дамы, переживающей в душе борьбу любви и добродетели. В романе добродетель, к несчастью дамы и ее преданного поклонника, победила, не оставив им ни одного поцелуя, зато причинив массу страданий. В балете же никаких страданий нет, зато есть самый знаменитый поцелуй за всю историю жанра, когда танцовщик вертит балерину в воздухе вокруг себя, а сцеплены они, кажется, только губами. Здесь версальские дамы и кавалеры танцуют на фоне ясного неба.
Все наполнено тайными и явными намеками, встречными пробежками, выстрелами глаз, объятиями – мимолетными и долгими, простенькими и требующими от танцовщиков недюжинной физической подготовки. Тут нет места для скучной добродетели – тут правит Парк с его игривыми фигурными кустами и веселыми нравами. На премьере обещаны Диана Вишнева и Константин Зверев, благодаря этому дуэту «Парк» должен получиться очень убедительным.
Не стоит пренебрегать на фестивале и гастролями двух иностранных эльфов. Любители бравуры могут отправиться на «Дон Кихота» с бойкой Эшли Боудер из New York City Ballet или на «Баядерку» с пламенной бразильянкой Робертой Маркез, что служит в лондонском Королевском балете (Ковент-Гарден). Настоящим же эстетам нельзя пропустить «Лебединое озеро», где решительный лебедь Екатерины Кондауровой будет околдовывать американца Дэвида Холберга, и «Спящую красавицу», где пробуждать Викторию Терешкину возьмется Фридман Фогель из Штутгарта. Если составлять десятку утонченнейших принцев мира, Холберг и Фогель, безусловно, окажутся в списке, для этого им даже не надо демонстрировать арабеск, достаточно просто повести рукой. Если же говорить о королях, то нельзя обойти вниманием премьера New York City Ballet Бенжамена Мильпье, ставившего спектакли в Парижской опере, Датском королевском балете и для сольной программы Михаила Барышникова. Широкой публике он, правда, больше известен как бойфренд Натали Портман и сценический партнер ее героини в «Черном лебеде». В Мариинском Мильпье покажет балет Without на музыку Шопена – хочется верить, что это неоклассическое сочинение не потеряется в программе вечера, где будут присутствовать такие безусловные хиты, как фокинская «Шопениана» и «В ночи» Джерома Роббинса. Текст: Анна Гордеева
Международный фестиваль балета «Мариинский»
14–24 апреля, Мариинский театр