Фестиваль современного искусства «Психонавтика»
В этом году акция носит подзаголовок «Силовое поле». Именно оно, по мнению организаторов и кураторов Антона Чумака, Ирины Дрозд и Александра Дашевского, и образуется из разнонаправленных устремлений молодых художников. «Фестиваль возник как самоорганизующаяся структура, которая постепенно набирала массу. Сейчас стоит задача сделать его знаковым событием. В Петербурге нет биеннале современного молодежного искусства, этот фестиваль в дальнейшем и сможет стать его основой», – считает Антон Чумак. Александр Дашевский тоже ратует за объединение сил: «Мы действительно испытываем дефицит общегородских художественных событий. Те, что проходят официально, – набор маленьких сереньких холстиков – обычно не отражают реальную картину. Галереи имеют свои коммерческие задачи и субъективный подход, арт-центры и «торговые комплексы современного искусства» предлагают развлечения для старичков или молодняка, но зачастую действуют стихийно и некачественно. Мы представляем здоровую альтернативу».
Не только фестиваль, выросший из «Дома роста» на улице Белинского, 9, перебрался на новую площадку, туда же планируется перенести всю активность молодых художников, разворачивающуюся сейчас по этому адресу. «Пора уже всем «Красным знаменам», «Красным треугольникам» и «Красным пекарям» заработать в полную силу», – шутит Дашевский.
Никакого ценза на фестивале не действует: покажут и уже известных художников, и тех, кто только начинает выставляться. Основной акцент сделан на трехмерных объектах и медиаинсталляциях. «Маленькие серенькие холстики» легче показывать и потом прятать на антресолях, а объемное искусство выставляется труднее и реже, тем более что чаще всего оно является некоммерческим. Устранить эту несправедливость помогает внушительная некогда индустриальная площадка. Выставочное пространство разбивается на зоны и превращается в подобие лабиринта, где развертываются масштабное видео Максима Свищева, вошедшего в свежий шорт-лист премии «Инновация», динамические скульптуры Стаса Багса, морские видеоинсталляции Вероники Рудьевой-Рязанцевой, картины и интерактивные объекты Алексея Михеева, Ивана Плюща и группы «Мыло». Многие произведения можно потрогать руками непосредственно или опосредованно – с помощью перчаток в стеклянном кубе. Особенно популярной среди участников оказалась лабораторная тема. Ирина Дрозд и «художник от химии и физики» Александр Ефремов объединились и придумали сложную конструкцию антисозидательного назначения. Из собранного Александром аппарата на реалистические полотна Ирины капает кислота и безжалостно разъедает холст и краски. Антон Чумак подготовил проекцию на тему углеводородов: белые бочки для топлива отражают огненную мощь и звук горящего леса. Некоторые художники решили посидеть под потолком в светящихся шлемах, а другие – концептуально выразить буйство футбольных фанатов. Буйство самих художников дополнят концерты: из Самары ожидается алкорэпер Федул Жадный, из открытого космоса – группа «Ким и Буран». Также свои «сценические высказывания» (от термина «перформанс» из-за его расплывчатости решили отказаться) представят молодые режиссеры и экспериментальные театры. А под финал объединение The Drystone готовит нечто экзотическое – разведенные водой слоновьи фекалии, которые будут доставлены из цирка. Текст: Артем Магалашвили
Фестиваль современного искусства «Психонавтика»
21–24 апреля, ЦК «Красное знамя» (Б. Разночинная ул., 24)