Творческая эволюция на примере одной физиономии
Когда на свою выставку триумфально приезжает очередной художник, эмигрировавший в советские времена на Запад, невольно возникает ряд вопросов. В морозильной камере их там, что ли, держат? Да и действительно ли этот художник такой молодец и автор стоящий? Надо каждый раз разбираться. Парижанин Олег Целков, уехавший из страны еще в 1977 году, на родине редкий гость, а его картины 2000–2010 годов в России вообще увидят впервые. Репутация у него приличная, даже образцовая: лидер неофициального советского искусства, самый выдающийся художник всего послевоенного периода, по мнению Иосифа Бродского. Цены работ на аукционах составляют сотни тысяч, байки и мифы кружатся стаями. Вот и Довлатов писал, что Целков продает картины по сантиметрам. К тому же безошибочно узнаваемый автор: везде один мотив. На картинах всегда вариации одной неприятной морды. Громадная харя с упрощенными чертами лица, шаблонный мутант, прописанный кислотно-нилиновыми цветами. Эту рожу принято считать чем-то вроде сатиры на советского человека. Вот только явления такого вроде как уже нет, а интерес к Целкову не пропадает. Значит, копнул художник куда-то глубже и эта примитивная маска – суть темной стороны человеческой натуры, в которую заглядывали и Кафка, и Гоголь, и Сологуб с Недотыкомкой. Только сидит там не мелкий бес, а многоголовый Змей Горыныч, который сам себя мучает и шпыняет. Так что в целях духовно-социальной профилактики знакомство с творчеством Целкова добровольно, но строго обязательно, чтобы вовремя эту тварь внутри опознать и обезвредить. А. М.
С 22 апреля по 20 июня в Lazarev Gallery