Интервью с Артемием Троицким
Почему вы вновь захотели представить молодые группы? На мой взгляд, у нас в стране очень оживилась музыкальная сцена, причем как в столицах, так и в провинции. Предыдущие десять лет прошли в таком коматозном состоянии – просто выжженная земля. Я уже и забыл про новую музыку, поддерживал отношения только с уважаемыми мною ветеранами, вроде Василия Шумова или группы Н.О.М. Но сейчас появился ряд умных, самостоятельных и актуальных (хоть я и не люблю это слово) коллективов, вроде Scofferlane, которых очень хочется показать. А чтобы еще и люди пришли, нужно «брать на живца», вот я сам и выступаю таким живцом. К тому же, если мероприятие прогорит, все можно свалить на Троицкого.
Чем был обусловлен выбор Scofferlane и Little God? Я имею большой зрительский опыт: с тех пор как в 1987 году меня впервые выпустили за границу, я успел увидеть живьем практически всех, кого действительно стоило. Поэтому я прекрасно представляю, что настоящее, а что – поделки и потуги. Так вот, Scofferlane – это полностью аутентичная манчестерско-мельбурнская группа образца 1980 года. Их лидер Матвей Кулаков больше похож на Йена Кертиса, чем тот парень, который играл его в фильме «Контроль» (Сэм Райли. – Прим. Time Out). На их счет имеются три ассоциации: Birthday Party 1979 года, Joy Division и ранний Bauhaus. Но главное, опять же, не в «правильном» влиянии, а в том, насколько убедительно они выглядят и звучат. Думаю, если бы они жили 20 лет назад и в какой-то другой стране, то были бы одной из легендарных постпанковых команд. Little God – это, в свою очередь, девичья группа, играющая нечто среднее между The Slits, The Raincoats и нью-йоркским ноу-вейвом 1980-х. Что объединяет эти две команды – замечательный английский и подача. Вот и Little God cовершенно потрясные девки. Если бы их первая пластинка попала ко мне среди тысячи других, я бы никогда не подумал, что это сделано в России. Скорее всего, решил бы, что они из Австралии, – у них есть легкий флер чего-то провинциального, не англо-американского.
В программе также заявлена питерская группа Ferris Wheel, о которой, если честно, у нас мало кто слышал. Да, и я был очень удивлен, поскольку, на мой взгляд, это лучшее, что вообще есть у вас в городе. Изначально они играли серф и сайкобилли, первый альбом был англоязычным. Но недавно я получил от их лидера Сергея Фрика демодиски, которые повергли меня в экстатическое состояние. Он перешел к грязному болотному року, запел по-русски и начал писать шикарные тексты в духе Майка Науменко. Майк, кстати сказать, помимо очевидного гения Башлачева, мой самый любимый русский рок-поэт. Но его линия в нашей музыке, к сожалению, прервалась. У Гребенщикова и Макаревича – тысячи продолжателей, у «Алисы» и Шевчука – сотни, а у Майка – вообще никого. И это очень скучно, когда в рок-лирике нет секса, хулиганства, ничего грязно-галантного. А у Фрика и его группы, которая теперь называется «Чертово колесо инженера Ферриса», все это есть.
А в полячке Рамоне Рей вас что заинтересовало? Я просто давно дружу с ее продюсером, композитором и программистом. Его зовут Игорь Чернявский, это русский парень, который уже тридцать лет живет в Польше. Как композитор он выпустил огромное количество альбомов, играл в составе одной из самых известных тамошних нью-вейв-групп Aya RL. И во многом благодаря ему Рамона стала столь популярной в Польше, такой местной Бьорк. К славянским исполнителям у меня вообще теплые чувства – может быть, потому, что мои детство и юношество прошли в Праге. Так что постараюсь привозить и чехов, и словаков, и исполнителей из стран бывшей Югославии – в конечном счете это все братские народы. Текст: Егор Антощенко
Scofferlane, Little God
2 мая, «Китайский летчик Джао Да»