Опера «Станционный смотритель»
Почва для постановки «Станционного смотрителя» на сцене Мариинского не самая благоприятная. Когда три года назад там прошла мировая премьера оперы-мистерии Александра Смелкова «Братья Карамазовы», в околомузыкальном комьюнити ходила шутка, что это тайный план Валерия Гергиева – поставить что-то очень плохое, но современное, а потом сказать: смотрите, какая гадость эта ваша новая музыка. Конфуз и впрямь вышел нешуточный. На главной оперной сцене страны бог весть сколько лет не шло ничего свежее Бриттена с Прокофьевым, а когда Мариинский все-таки решился заказать партитуру современному композитору, то вместо блокбастера по мотивам русской литературной классики получила трэш в последней инстанции. Никакого злого умысла в том, конечно, не было. Просто насыщенная профессиональная жизнь и большая общественная нагрузка помешали Валерию Гергиеву разобраться в конъюнктуре музыкального рынка и узнать, что кроме его однокурсника Александра Смелкова в России сегодня есть и другие композиторы – скажем, лидеры поколения тридцатилетних Дмитрий Курляндский и Сергей Невский. Однако никаких оргвыводов за прошедшее с премьеры «Карамазовых» время мариинский шеф, как видно, не сделал: только-только завершенную оперу Невского «Святой Франциск» собирается ставить Кирилл Серебренников, Курляндский пишет оперу «Носферату» для Теодора Курентзиса, Смелков работает над музыкальной драмой «Идиот», по слухам посвященной Гергиеву.
Пока же в качестве предваряющего эту музыкальную трапезу театрального комплимента предлагается премьера «Станционного смотрителя» – смелковской одноактовки по одной из пушкинских «Повестей Белкина». Декорации, что приятно, сочиняет Эмиль Капелюш. Один из самых авторитетных петербургских художников до сих пор сотрудничал с Мариинским лишь однажды, и если ныне почивший в бозе балет Кирилла Симонова «Стеклянное сердце» и был чем-то примечателен, то как раз шедевральной сценографией с железными артефактами а-ля Альберто Джакометти. На роль постановщика всегдашний оперный кадровый дефицит вынудил пригласить дебютантку Софью Сираканян, в режиссерской деятельности до сих пор как будто не замеченную. Впрочем, «опере-романсу», как называет «Станционного смотрителя» сам Смелков, ненавязчивая режиссура может пойти только на пользу: на худой конец можно будет выдать премьеру за манифестацию столь модных нынче «новой искренности» и «новой простоты». Текст: Дмитрий Ренанский
«Станционный смотритель»
27 апреля, Концертный зал Мариинского театра