Интервью: Земфира
Инна Денисова. Альбом получается веселым или грустным? Такие три песни разные…
Z. Три? Какие — три?
И. Д. «Любовь как случайная смерть» —грустная
Z. А она не вошла в альбом. А вот «Небо-море-облака» — веселая. «Прогулка» — вообще позитив. Альбом менее грустный, чем предыдущий, — в конце я, конечно же, сорвалась и написала несколько агрессивных номеров.
Настя Рахлина. Насколько для него характерна «Прогулка»?
Z. Совсем не характерна.
Н. Р. Так всегда и бывает, мне кажется, в ротацию попадает песня, наименее точно передающая суть альбома.
Z. Нет, там будут еще электронные вещи.
И. Д. Тебе электронная музыка сейчас интереснее, чем гитары?
Z. Важнее всего песня. А в какой она оболочке— вопрос второй. Песня, то есть эмоция… Для меня все песни делятся на те, в которых есть вдохновение, и те, в которых вдохновения нет.
И.Д. Ты стихи могла бы писать?
Z. Нет. Я в детстве такими стихами баловалась: «Утки по небу летели / жопами трамвай задели». Мне больше всего вот такие вещи нравятся: Олег Григорьев, митьковская тема. Я страшно не люблю впадать в серьезность, меня гораздо больше цепляет настроение, выраженное в мелодической фактуре. Не мелодия, не текст —настроение. Я могу спеть полную белиберду, и даже в музыкальном смысле это может быть полная белиберда, но если это передаст мое настроение, я с этим соглашусь.
Н. Р. Насколько для тебя важно быть понятой? Причем — правильно понятой?
Z. Вообще не важно. Я передала настроение, зафиксировала мое эмоциональное состояние, и — я спокойна.
И. Д. Мнение каких-то людей из ближнего окружения для тебя имеет значение?
Z. Вообще я остро реагирую, честно признаться. Не показываю, но реагирую сильно. Могу обломаться и бросить песню…
Н. Р. Можешь?!
Z. Ну как — бросить… Оставлю в компьютере. Я все собираю. (Смеется) У меня все хранится на винчестере, более того, я делаю бэк-ап, то есть все это копирую на второй винчестер.
И. Д. А какие песни были написаны сразу, на одном дыхании и без сомнений?
Z. «Бесконечность». Я ее написала за четыре минуты. Столько она и длится в риал-тайме. Просто вот села и написала текст. Сначала пришла мелодическая строчка, я побежала к роялю, подобрала… Вот это, я считаю, здорово. «Хочешь?» — примерно так же. Вот это для меня критерий.
Н. Р. Ты вышла на сцену «Олимпийского» в 2000 году, собрав рекордное, насколько я знаю, количество народа
Z. Приятно. Но задачи поставить рекорд не стояло. И сейчас не стоит. Настаиваю на этом. Я делаю то, что хочу я, а не то, что хочет кто-то другой.
Н. Р. Получается, ты сейчас не настроена на завоевание мира.
Z. Мне в принципе не близка позиция завоевания мира. Она изначально не была мне близка. Мне скорее хотелось делать хорошо.
Н. Р. Разве это не одно и то же?
Z. Нет, это разные вещи. Не спала и не видела эти огромные толпы…
И. Д. Ты интересуешься тем, что происходит у коллег по цеху?
Z. Людей, которые меня интересуют, не так много, но они есть… Тот же Лагутенко. У них в апреле будет новый альбом. (Начинает смеяться) Опять что-то там будет не то, я уверена. (Начинают смеяться все) Куда-то его потащит.
И. Д. А кого ты уважаешь?
Z. (Уважительным голосом) Лагутенко. (Думает) Думаю. Летова. Федорова из Tequilajazzz, Петра Мамонова и Федорова из АукцЫона. Кинчева уважаю, Башлачева —нет, ну а как? Другое дело, что я не знакома со многими. Вот с Кинчевым я не знакома, но я его очень уважаю. Естественно, я уважаю Цоя. Пошли туда, в глубь веков…
И. Д. А кто сейчас для тебя «номер один»?
Z. Том Йорк. За талант. За его этот раненый глаз.
Н. Р. На тему продюсирования и таланта — талант можно зарыть в землю?
Z. (Думает, но недолго) Да, мне кажется, да.Я училась в училище искусств. На курсе было девять человек, люди невероятно талантливые — один с абсолютным слухом, другой с абсолютным чувством ритма, и многие были в чем-то сильнее меня. И вот один очень талантливый пианист, мой однокурсник, три года назад продавал на рынке Уфы футболки с моим изображением. Талантливый пианист! Вот таким образом и зарывается талант в землю. Что-то не складывается. В дополнение к таланту должно быть что-то еще.
Н. Р. Характер? Стечение обстоятельств?
Z. Насчет обстоятельств мне сложно рассуждать в мои неполные 30 лет. Но характер —обязательно.
И. Д. Ну а ты-то как считаешь, чему ты больше обязана — стечению обстоятельств или характеру?
Z. Вот я сейчас скажу — «характер», а потом, лет через 10, пойму, что обстоятельства сыграли важнейшую роль. Но характер, конечно, должен прилагаться к таланту.
И. Д. Извини заранее, если сочтешь этот вопрос слишком личным, и можешь, конечно, не отвечать. Ты представляешь себя в роли матери?
Z. (Хитро) Конечно, представляю, у меня воображение богатое. (Серьезно) Я не хочу детей. Сейчас не хочу.
И. Д. А ты испытываешь нежность, когда общаешься с детьми?
Z. (С чувством) Я очень люблю детей. У меня с ними всегда хорошие отношения складываются. Дети — они без задних мыслей, очень легко с ними общаться. Попадаются, конечно, совсем избалованные… Нет, мне очень комфортно с детьми.
И. Д. А у тебя есть какие-нибудь…
Z. (Перебивает) Дети?
И. Д. Нет, средства релаксации!
Z. Я компьютеры люблю. Иногда могу позволить себе отключить телефон и проболтаться несколько часов в интернете.
И. Д. И что ты там делаешь?
Z. Общаюсь со знакомыми. Музыку качаю. Вот сейчас мои интернет-друзья чуть меня не потеряли: работа, я с утра уезжаю, они успевают мне в ICQ только «привет» сказать. Интернет — отдельная категория моих знакомых. С некоторыми у меня очень доверительные отношения. Вот недавно на футбол в Киев звали. Поздно предупредили, я бы поехала.
Н. Р. Скажи, с течением времени новизна мира не утрачивается?
Z. Наоборот! Чем дальше в лес… Чем больше живешь, тем больше возможностей открывается. Понимаете, о чем я говорю? Чем взрослее ты становишься, тем больше перед тобой вариантов для принятия решений.
И. Д. Возвращаясь к теме кумиров. Ты бы хотела познакомиться с Томом Йорком?
Z. Нет.
И. Д. Неужели тебе не интересно его о чем-то спросить?
Z. Разве что — когда выходит новый альбом…
В октябре 2007 Земфира выпустила альбом «Спасибо». 21 февраля 2008 выходит в прокат фильм, снятый Ренатой Литвиновой во время концерта певицы в «Зеленом Театре» парка им. Горького.
Опубликовано в «Time Out Москва» №6.