Балет Simple Things
Этот небольшой спектакль на музыку Арво Пярта впервые появился на сцене Мариинского год назад – и тут же исчез, будто его и не было. Ходили даже слухи, что его вовсе больше не покажут: мол, поэкспериментировал юноша и хватит. Тем более что затейливые танцы, поставленные им в опере «Троянцы», удостоились довольно саркастических отзывов. Но вот он стоит в афише, а значит, снова на сцену выйдет маленькое решительное войско, и Екатерина Кондаурова, пламенная и гибкая, как сталь, поведет его в атаку. И на этот вечер надо выбираться обязательно, потому что никто ведь не знает, когда спектакль покажут снова. Может, еще через год.
Выпускник Вагановского, Эмиль Фаски (в годы учебы он носил слишком сложную для западного уха фамилию Фасхутдинов) стал сочинять танцы в Германии, в театре Джона Ноймайера, где работал восемь лет. Гамбургский гуру всячески поощряет стремление своих танцовщиков к сочинительству – и ежегодные концерты дебютантов представляют собой занятное зрелище: народ, обожающий своего мэтра, пытается сделать хоть что-нибудь непохожее на него. У большинства не получается: слишком уж мощное влияние.
В Simple Things Эмиля Фаски впечатления от работ Ноймайера тоже наличествуют, но именно впечатления, а не прямые цитаты. Главная героиня маленького балета – Жанна д’Арк, но по имени она нигде не названа, – так и гамбургский худрук порой обходится без имен, предпочитая, чтобы зрители сами догадывались, о ком речь. Вместо линейного сюжета Фаски под стать своему учителю предпочитает прорисовывать психологический портрет героя с множеством деталей. Но главное – пластика, вот где видна фирменная ноймайеровская текучесть.
В потоке плавного движения танец Кондауровой выделяется яростью, отчаянностью и открытостью – и вырывается из текста, как орлеанская девчонка, что вырывалась из французского войска. В одну секунду героиня – пленница, в следующую – уже вождь, и нет в этих переменах никакого хронологического порядка. В ее партнере видится не верный рыцарь, а сам ангел, внушавший девушке путь, – настолько отстранен Максим Зюзин, настолько отсутствует в его партии мотив хотя бы секундного мужского интереса к воительнице.
На заднике сияют королевские лилии и полыхает костер. Финальная сцена, когда героиню поднимают на руках, напоминает и о традиции католических шествий со скульптурами святых, и о финальной мизансцене баланчинской «Серенады». И о ком на самом деле этот спектакль – о воительнице, давшей отпор захватчикам, или балерине, сражающейся за свою карьеру в театре, – каждый зритель в финале решает сам. Текст: Анна Гордеева
Simple Things
30 апреля, Мариинский театр