Интервью с Никитой Михалковым
«Цитадель» отличается по жанру и стилистике от «Предстояния»? Кроме общей истории, это два ничем не похожих друг на друга фильма. «Предстояние» – коллаж из законченных новелл, действие которых происходит в разные годы в промежутке с 1941-го по 1943-й. Действие «Цитадели» происходит в течение восьми дней, и события развиваются абсолютно линейно. Если в первой части – метафизика разрушения, то во второй – метафизика созидания. Помимо этого, все вопросы, которые были заявлены в первой части, находят разрешение во второй. Что касается жанра, то «Предстояние» все-таки представляет собой драму, тогда как «Цитадель» является военной мелодрамой.
То есть у вас, как у Тарантино в дилогии «Убить Билла», в первой части – экшен, во второй – лирика? Получается, что так. Но вы знаете, я совсем не думал об этом. Я начал снимать свою картину задолго до того, как Тарантино приступил к съемкам «Убить Билла».
Имеет ли для вас значение прокатная судьба фильма? Как вы ее прогнозируете в этот раз? Имей я такую возможность, я бы выпустил картину бесплатно, лишь бы ее посмотрело как можно больше зрителей. Мне кажется, история, рассказанная в «Утомленных солнцем», имеет большое значение для сегодняшнего дня и для людей вообще. Конечно же, мы думаем о ее прокатной судьбе, но очень сложно представить, чтобы военная драма такого масштаба могла окупить все вложенные в нее средства. Я убежден, что такого рода кино нельзя как-либо ограничивать, – оно представляет большой стиль, который мы за последнее время растеряли. Невозможно жить на одном артхаусе, который к тому же не всегда сделан высококачественно. С другой стороны, первая часть собрала около восьми миллионов долларов – очень хорошие деньги для такого жанра. Уровень картин, заработавших более внушительные суммы, часто оставляет желать лучшего. Текст: Антон Сазонов