Интервью с дизайнером Давидом Кома
Как давно вы уехали в Лондон? Около восьми лет назад. При этом я никогда не думал, плохо или хорошо мне живется в России, надо уезжать или нет. C самого детства я был озабочен только своей будущей профессией и очень рано решил для себя, что хочу учиться в самом лучшем вузе мира, занимающемся подготовкой дизайнеров. Так уж вышло, что он находится в Лондоне.
Вы помните, в каком возрасте это было? Да, мне было лет двенадцать, и мама подарила мне на день рождения книгу. Как сейчас помню, большую красную книгу о моде. На последней странице были перечислены лучшие вузы мира. Я открыл ее и сразу прочитал: «Saint Martins, учились такие-то и такие-то». В тот же момент я сказал маме, что поеду туда. Еще живя в Петербурге, я получил прекрасное образование в художественной школе имени Кустодиева, а затем проучился два года в Художественно-промышленной академии имени Штиглица, где мне дали базу классической живописи, рисунка и композиции, которую я никогда не смог бы приобрести в Европе. Меня абсолютно все устраивало, просто хотелось окончить колледж Central Saint Martins, и как только мне исполнилось восемнадцать лет, я тут же уехал.
В тринадцать вы участвовали в конкурсе «Адмиралтейская игла», в пятнадцать лет – показали коллекцию на «Дефиле на Неве», а в семнадцать были одной из главных звезд светской хроники журнала «Собака.ru». Как вы себя почувствовали в Лондоне в положении студента, которого никто не знает? Я понимал, что мне до этого просто везло, осознавал, что был зеленый. Добрые люди вовремя сказали: «Давид, ты, конечно, талантливый мальчик, но тебе надо серьезно учиться». И мне хватило ума их послушать, перестать баловаться и серьезно заняться учебой. А дальше мое маниакальное желание достичь успеха заставляло меня двигаться шаг за шагом.
Звучит красиво: «Я взял и поступил». Но как вы это осуществили чисто практически? Такая учеба – дорогостоящее удовольствие. Деньги… Это произошло благодаря моим любимым родителям, которые в меня поверили и сделали все возможное, чтобы я все-таки смог получить именно это образование.
Чему вы научились за семь лет, проведенных в Saint Martins? В Лондоне формирует сам город. Здесь меня научили правильно думать и формулировать свои мысли, быть самим собой и ничего не бояться. И дали осознание того, что, только будучи непохожим на других, можно чего-то добиться. Потому что хорошие оценки ничего не значат, если, окончив вуз, ты ничего не можешь. Профессор Луиза Вилсон, мой герой, любимый друг и наставник, дала мне понимание того, чего я стою на самом деле. Она как-то сказала мне: «Не переживай, иди до конца, потому что талант всегда побеждает». И я ей поверил.
Досье
В 1985 году родился в Тбилиси, где жил до десяти лет.
В Петербурге, куда переехала из Грузии семья Комахидзе, Давид с отличием окончил художественную школу имени Кустодиева и два года проучился в Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица.
В возрасте восемнадцати лет уехал в Лондон, где поступил в Central Saint Martins College of Art & Design, выпускниками которого являются Джон Гальяно, Александр Маккуин, Стелла Маккартни.
На Aurora Fashion Week в Петербурге в мае 2010 года Давид Кома представил коллекцию осень-зима 2010/2011, графичные и скульптурные вещи которой, по словам самого дизайнера, были созданы под впечатлением от работ итальянских футуристов Фортунато Деперо и Умберто Боччони.
Специально для Topshop Давид разработал капсульную коллекцию из пяти платьев, каждое из которых выйдет тиражом лишь тридцать экземпляров.
Вы понимали, сколько вам придется работать? Мне всегда хотелось быть лучшим среди лучших, поэтому я понимал, что надо будет много вкалывать. Количество бессонных ночей меня не пугало, ведь я с детства занимаюсь любимым делом. Мода – это то, чем я живу. И в Лондоне мне нравится именно потому, что тут надо много работать, чтобы чего-то добиться. Неважно, какие у тебя связи, заслуги и прежние достижения, каждые шесть месяцев тебе приходится доказывать свою профессиональную состоятельность новой коллекцией. Потому что конкуренция очень большая. Даже учеба в Saint Martins ничего не гарантирует, здесь двадцать девять вузов и ежегодно выпускаются около трехсот дизайнеров. Но почему-то на модной арене появляются максимум два человека в год.
А куда деваются остальные? Они уезжают обратно в свои страны или работают на других дизайнеров. Бывает, понимают, что это образование было ошибкой, и начинают заниматься другим делом.
У вас была цель после учебы устроиться на работу в известный модный дом? Никогда не было, всегда была цель создать свою марку и сделать ее успешной на мировом уровне. В дальнейшем получить должность креативного директора в большой компании, уже имея свой собственный бренд. И ради этих целей приходится очень много работать. У меня нет времени, например, на светскую жизнь, я практически постоянно нахожусь в своей студии, где занимаюсь созданием новых коллекций. У меня многонациональная команда: конструктор из Японии, портные из Италии и Англии, интерны в этом сезоне из Израиля, Шотландии и опять же Италии.
Вы явно не зацикливаетесь на общении с русскими. Для меня главное, чтобы человек нравился. Нет вопроса, какой он национальности.
Как в Англии государство поддерживает дизайнеров? Существует, например, целая система грантов, но если ты русский, то получить их очень сложно, поскольку ориентированы они на граждан Евросоюза. Однако я такие гранты выигрываю год за годом, это возможно, если ты получил образование в Великобритании, если Британский совет моды, критики и общественность тебя признали. Например, буквально четыре дня назад у нас прошел показ на Лондонской неделе моды. Там была топ-пресса, начиная с британских и американских Vogue и Harper’s Bazaar. На моем показе присутствовали жена премьер-министра Англии Саманта Кэмерон и одна из британских икон стиля Дафна Гиннесс. То есть мне не только предоставили возможность показаться, оплатили ее, но и пришли меня поддержать. Однако и требования очень серьезные: если твоя очередная коллекция не оправдает ожиданий, вряд ли ты сможешь рассчитывать на следующий грант.
В России структуры, подобной Британскому совету моды, нет? Кажется, нет.
Соответственно, молодой дизайнер может рассчитывать только на себя или искать спонсоров? Наверное.
А сейчас вы едете на Парижскую неделю моды? Каждый сезон мы участвуем в проекте, который называется London show rooms. Британский совет моды привозит в Париж полтора десятка английских дизайнеров, собирает их в одном шоу-руме, где они имеют возможность предложить свои коллекции вниманию международных байеров.
То есть вы сейчас один из дизайнеров, представляющих Англию в Париже? Во всем мире. Я имею возможность продавать свои вещи в таких бутиках и магазинах, как Colette в Париже, Joyce в Гонконге, Harrods в Лондоне, 10 Corso Como в Милане, Seven в Нью-Йорке, Magazin Kuznetsky Most 20 в Москве, а также в Киеве, Стамбуле, Эль-Кувейте, Токио, Лос-Анджелесе, на сайтах Luisaviaroma.com и Thecorner.com.
Ваши платья носили Рианна, Бейонсе, Леди Гага, Меган Фокс, Кайли Миноуг. Это важно для вас? Я не верю в такой успех. Это может быть приятным комплиментом, не более. На самом деле, с точки зрения мировой модной прессы, это скорее минус, чем плюс. Можно попасть в статус селебрити-дизайнера, что не совсем правильно. Все хорошо понемногу. Никогда в жизни не подумал бы, что нам придется отказывать в платьях звездам мирового масштаба, так как стратегически это неправильно.
Приходится так делать? Вот уже месяцев шесть.
Что нужно, чтобы вы захотели вернуться в Петербург? Мне нужно перестать заниматься модой. Я обожаю Петербург, но здесь невозможно развивать бренд David Koma так, как я это себе вижу. Я не жалуюсь, ничего не хаю, я просто это осознал. Что бы вы могли пожелать людям, которые соберутся двигаться за границу? Прежде чем собираться уезжать, нужно понять, взяли ли вы максимум от того города, в котором находитесь. Потому что, не добившись чего-то в том месте, где все для вас родное и где вам проще, вряд ли вы будете успешны в другом месте. Думаю, нужно работать, искать во всем позитивные моменты, и тогда жизнь будет прекрасной. Это же большое счастье – жить в Петербурге, в красивом историческом городе.
Как часто вы бываете сейчас в России? Приезжаю два раза в год, у меня очень много друзей и семья живет в Петербурге.
Насколько высоко вы хотите подняться по профессиональной лестнице? Нет предела совершенству, я только начал.
Текст Собака.ru, фото Александра Боярская