Выставка «Другой гайджин»
Фотохудожник Сергей Табунов знает культуру Японии не понаслышке. Восемь лет он прожил в Осаке: «В 2003 году я окончил институт на Дальнем Востоке и поехал в страну по туристической визе – попутешествовать, пофотографировать. Но так зацепило, что я не смог вырваться и остался там жить». На его фотографиях жизнь японского города раскрывается в естественном потоке, далеком от этнографии, экзотики, демонстрации древних традиций или продвинутых технологий. Зачастую это просто виды ночного города, по которому автор долго ездил на велосипеде. Взгляд Табунова – это взгляд чужака, «гайджина» по-японски. В силу островного сознания, сформированного за века изоляционистской политики, в Японии до сих пор настороженно относятся к чужеземцам. «Слово «гайджин» слышишь в свой адрес каждый день, – рассказывает Сергей, – но со временем привыкаешь. Более того, это даже имеет положительные стороны: на тебя везде обращают внимание, пытаются выручить, помочь, что-то тебе объяснить». Героями многих работ Табунова являются гайджины из других стран. «Я стал членом группы Artist Space CERO, в которую кроме японцев входят фотографы и художники со всего мира, живущие в Осаке. Многие из них попали на мои снимки. Например, модель и певица Стелла, в кадре голосующая машинам с высоты нескольких этажей, а в обычной жизни поющая в японском оркестре, – русская. Кутюрье и стилист, сделавший несколько марок одежды, а на фото позирующий под картиной с пистолетом, приехал из Франции. Они такие же чужие в этой среде, как и я, но чувствуют себя в ней абсолютно комфортно и расслабленно. Вообще, единственное железное правило поведения в Японии – быть вежливым. Но оно относится не только к гайджинам – ко всем». Спе цифика собственно японской жизни тоже попала в объектив Табунова. «Однажды я снял группу прыгающих вместе ребят. Это оказались хосто (от английского host – «принимающая сторона». – Прим. Time Out), люди, которые помогают бороться с чувством одиночества, являющимся для жителей страны едва ли не самой серьезной психологической проблемой. Они подсаживаются за столики в клубах и барах, болтают, шутят, невинно флиртуют, параллельно разводя гостей на выпивку, так как получают от владельца заведения процент с каждого заказанного коктейля. Но все об этом знают, и всех это устраивает».
Творческими ориентирами Табунова являются современная фотография (Беттина Реймс, Жан-Батист Мондино), а также киноклассика: Куросава, Антониони, Жан-Люк Годар. Японская традиция тоже наложила отпечаток на его стиль, выразившись в графичности и деликатности форм. «В Японии я нашел галериста и фотографа Уэяму Тамио, который стал моим наставником. Вместе мы занялись ручной печатью. Както раз мне понадобилось напечатать фотографию большого размера, но листы были всего около метра, и я стал печатать ее частями, которые потом скомбинировал. Этот прием мне так понравился, что я перенес его и на меньший формат». Табунов действительно любит «издеваться» над своими работами: загибает края, складывает их из отдельных, порой мельчайших, квадратиков, как мозаику. Но на каждой из них на самом видном месте наклеен розовый крестик из скотча или ленточки – подпись автора. Вполне подходящий автограф для гайджина, имя которого сложно перевести на чужой язык. Текст: Артем Магалашвили
«Другой гайджин»
До 10 июня,
галерея «Формула», Лофт Проект ЭТАЖИ