Фестиваль «Слово и тело» | Театр | Time Out

Фестиваль «Слово и тело»

  6 мая 2011
3 мин
Фестиваль «Слово и тело»
На очередном международном фестивале «Слово и тело» можно увидеть шведскую интерпретацию танца буто и американскую — стихов Маяковского.

Словосочетание «контактная импровизация» отсутствует в названии фестиваля. Но все же – если вам любопытно посмотреть, как художественный текст возникает прямо в момент контакта двух или более (возможно, прежде незнакомых) людей, – отправляйтесь смело, не ошибетесь. Некоторые продуманные заранее выступления в программе, конечно, есть, но основная часть – это именно импровизация, построенная как на контакте с партнером (партнерами), так и с ауди торией. Нет никакой границы «сцена – зал», и нет «финального продукта». Может, получится потрясающе интересно, а может – тоска зеленая.

На постоянный отклик публики рассчитан проект Олега Сулименко «Сцена. Зритель. Перформер» – более всего эти танцы напоминают монологи Евгения Гришковца, только пересказанные телом. Правда, Гришковца позднего, уже впавшего в некоторое занудство. Значительно бодрее выглядит норвежский Ensemble Y: они также «вынимают истории из себя», но ухитряются делать это без напряжения. Вообще, из массы жаждущих внимания танцовщиков и перформеров парадоксальным образом самым интересными обещают быть проекты тех людей, которым, кажется, вообще наплевать, смотрит их кто-нибудь или нет.

Взять, например, шведский проект Blush Blues. Женский квартет под предводительством дамы, выступающей под псевдонимом Su-En, представляет танец жесткий и выразительный. Su-En, прожив восемь лет в Японии, изучала там буто – искусство современного танца, возникшее после Второй мировой войны. В пластике буто – перекрученная взрывами сталь и застывший оплавленный песок. Движений немного, но каждое – как последний крик. Танцовщицы квартета выгибаются и вздрагивают, льют на пол разноцветные краски из плошек и в этой краске пачкаются. Выглядит завораживающе.

Второй проект, который жаль пропустить, – но уже с этнографической точки зрения, – называется «M2: Маяковский и Маринетти». Выпускница Йеля Лиза Ченнер этой весной пройдет стажировку в Петербурге – она собирает материал о супружеской жизни Есенина и Айседоры Дункан для нового спектакля. M2 – это, в свою очередь, спектакль о загробном споре русского и итальянского футуристов, созданный в тандеме с русским режиссером Владимиром Ровинским, коллегой Ченнер по театру Novi Most и исполнителем роли Маяковского. Вопросов к нему заочно много – американские интерпретации русской классики зачастую вызывают недоумение. А после того как одной стажирующейся подруге-историку предложили в США на выбор курсы «История России» или «Плавание», доверие к тамошнему гуманитарному образованию тоже оказалось подорвано. Но вдруг мы узнаем про Маяковского нечто новое? Может быть, Ченнер в свое время пренебрегла плаванием?
Текст: Анна Гордеева

«Слово и тело»
15, 19 мая, театр «Особняк»,
 17, 19, 22 мая, музей современного искусства «Эрарта»