Фильм «Пираты Карибского моря»
В год франшиз, повторных экранизаций, сиквелов, ремейков и прочей глубоко неоригинальной кинопродукции без новых «Пиратов Карибского моря» было, конечно, не обойтись, хотя имеющаяся уже трехчастная история выглядела законченной дальше некуда. Томный Орландо Блум на «Летучем голландце» транспортирует неспокойные души, Кира Найтли скучает по милому другу на берегу. Вот и сказочке конец, казалось бы.
Но алчность, как известно любому пирату, помогала брать и не такие форты. Сюжет новых «Пиратов» основан на вышедшем в конце 1980-х романе Тима Пауэрса «На странных берегах». Когда стало понятно, что без сюжетных линий Пауэрса сценаристам Теду Элиоту и Терри Россио никак не обойтись, студия купила права на книгу, а в сентябре 2009-го объявила о надвигающемся сиквеле. Впрочем, можно быть уверенным, что, давая истории новый старт, продюсеры «Пиратов Карибского моря» хотели не только удивить публику (это вообще в последнее время не приветствуется), но еще и сократить издержки. Продюсер Джерри Брукхаймер (на его совести еще масса блокбастеров: «Угнать за 60 секунд», «Перл-Харбор», «Бар «Гадкий койот») прямо заявил: «Мы очень долго обсуждали, каких героев предыдущей трилогии возвращать в строй. И я настаивал на том, чтобы история нового фильма была более прямолинейной. Новый сценарий проще. Нам не нужно было следовать за десятком персонажей. А ведь во многом именно эта задача усложнила третью серию «На краю земли» и превратила монтаж фильма в настоящий ад». О желаемой простоте говорил и Депп: «Меньше сложной математики. Больше свежести». Новые герои и актеры, сюжет и места съемок – во всем этом видится не просто способ привлечь нового зрителя, но и шанс урезать траты. Когда-то именно пиратская трилогия спасла Disney от долгов, принеся больше миллиарда долларов чистой прибыли, но бюджет нового фильма в полтора раза меньше того, что было потрачено на третью часть. Особо не поплаваешь.
И все же секвестирование бюджета – это мелочи (ну, станет в фильме чуть меньше спецэффектных взрывов и волн, чуть больше кривляний Джонни Деппа – мы как зрители только выиграем) по сравнению с таким событием, как смена режиссерапостановщика. На место Гора Вербинского, превратившего «Пиратов» в самый отвязный коммерческий проект десятилетия, поставлен Роб Маршалл. И вот тут возникают главные вопросы: справится ли специалист по водевильным выходам и песням в кадре с приключенческим жанром? Главные достижения режиссера – оскароносная экранизация мюзикла «Чикаго» и крайне сомнительный перенос на экран бродвейской интерпретации «8 ½» Федерико Феллини – честно говоря, не слишком убеждают. Хотя тот же Брукхаймер переполнен оптимизмом. Он считает, что для бастеркитоновских па Джонни Деппа Роб Маршалл – то, что доктор прописал: «Великолепное чувство ритма, постановка движения в кадре, тонкая работа с актером – все это Роб. Его обожают актеры. Пенелопа Крус ни за что не согласилась бы участвовать в нашем проекте, если бы не участие Маршалла, которого она знает по работе на фильме «Девять».
Эти нововведения компенсируются обширной географией действия: Гавайи, Лос-Анджелес, Пуэрто-Рико и не только. За 104 дня съемок Джеку Воробью не раз пришлось ступить на твердую землю и пройтись по ней морской походкой, причем не только в экранной реальности. Получив письмо от одной из учениц близлежащей начальной школы, Депп в полном пиратском облачении явился в учебное заведение и провел небольшую лекцию о необходимости регулярно чистить зубы, постукивая кривым ногтем по серебристым коронкам.
На пути к экрану фильм едва не потерял Джека. Уже после прихода на капитанский мостик Маршалла пришло известие о том, что от должности освобожден председатель Disney Дик Кук. Депп был страшно опечален и даже думал покинуть проект: именно Кук когда-то благословил его трактовку образа Воробья как закинувшегося амфетаминами, самовлюбленного растамана. Многим в консервативной Disney такое безобразие было не по нраву.
Многие и сейчас сетуют, что присущие Джеку Воробью бесшабашная беспредельность и вечное желание балансировать на грани абсолютного безумия превратили капитана в героя, непригодного для драматических перипетий. Великий трикстер, лакмусовая бумажка для непростых обстоятельств, он просто не в состоянии меняться. Действительно, пока русалки прыгают на тебя из воды и зомби прут из всех щелей, особо не порефлексируешь. А значит, к чертям персональную драму! Лишь бы все успеть. Разобраться с бывшей зазнобой Анжеликой – это раз. У нее, кстати, чрезвычайно противный папаша – это два. А король Англии совсем ополоумел и тащит в Лондон – это три. Да и вообще, нужно как-то обогнать британцев в поисках Фонтана юности – это четыре. Хотя, судя по невянущей физиономии Джонни Деппа, такой фонтан он давно отыскал. Текст: Василий Степанов