Обзор: Информационные пираты
ПОЛНЫЙ КОНТАКТ
Акцизные марки на контрафактных продуктах – это проблема коррупции. Чтобы выстроить всю цепочку по штамповке и реализации пиратских дисков, нужны связи. Или нужно самому быть тем замыкающим звеном, которое принято называть «крышей». А вот для просмотра видео в социальной сети что нужно? Просто кликнуть.
Сладкий уксус разливается по интернету. Самые мощные струи этого фонтана бьют в сети «ВКонтакте». Здесь найдется то, чего даже в «Яндексе» не сыскать (речь идет, понятное дело, преимущественно об аудио- и видеоматериалах). Да, иногда в отвратительном качестве, но зато все. Основная ауди тория «ВКонтакте» – тинейджеры. Это та людская прослойка, которая тянет бабки из карманов родителей и является главной маркетинговой целью концертных промоутеров, кинопродюсеров и менеджеров музыкальных лейблов. Получается, что самая активная аудитория, которая априори должна тратить деньги на шлак, на который никогда в жизни не потратится взрослый человек, имеет этот шлак на халяву. А должна бы платить. Что это означает? Это означает отсутствие каналов сбыта. Никто не покупает диски, но и никто, что самое главное, не покупает медиаконтент через интернет. Поэтому выкинем пряник и возьмем кнут.
На Западе проблему пытаются решить угрозой штрафов и даже тюремного заключения. Рассчитано это на цивилизованных граждан, хотя в данном случае «цивилизация» является синонимом «очко играет». «Торрент» в Штатах никто не отменял, поэтому мой друг Жека, живущий в Бостоне, как качал, так и качает. Как и миллионы остальных американцев. Да, берут иногда несчастного юзера за филейную часть и публично судят, для острастки всех остальных. Но Жека продолжает качать.
Нечто подобное попытались устроить и у нас. Самыми громкими историями стали тяжбы с сетью «ВКонтакте» (и даже с конкретными пользователями) главы «Амедиа» Александра Акопова и фирмы грамзаписи «Никитин». Есть версии – которые автору данных строк кажутся не лишенными основания, – что в первом случае это был тупой PR, а во втором – зондирование почвы на предмет реакции общественности, ибо все закончилось ничем, по крайней мере на данный момент. Так что же нас ждет? Искоренят ли пиратство в России? Веселый вопрос, не правда ли? Все равно что спросить, искоренят ли у нас когда-нибудь коррупцию.
ПРАВО АВТОРА
Проблему авторского права можно разделить на пласты по значимости и глобальности возникающих споров. Вершина айсберга – это судебные бойни корпораций и мегазвезд шоу-бизнеса. Или когда Вася Пупкин обвиняет клипмейкера с мировым именем, что тот украл у него идею. Далее идут рутинные дела региональной значимости, интенсивность возникновения которых зависит от страны. Во Франции, например, писательница Мари Дарьессек выпустила книгу «Том мертв», в которой рассказывается о смерти ее сына. Тут же другая писательница, Камиль Лоранс, ко- торая некогда выпустила книгу с таким же сюжетом, обвинила коллегу в плагиате. И таких процессов во Франции ежегодно случается с десяток, а то и больше. Все они – средняя часть айсберга. А что же в самом низу, в его, так сказать, основании? А в основании проблемы все мы, дорогие друзья.
Вкусив сладенького, горького не захочется. Плюс традиционная русская аллергия на любые ужесточения со стороны власти, да и на законы вообще. Вы помните, как МТС в Питере клиентов набрала? Год почти бесплатных звонков внутри сети (минута – один цент). Зато когда халявный срок истек, две трети абонентов оказались вне зоны. Ибо платить после халявы никому не хочется.
Но помимо этой понятной стороны проблемы есть еще проблема – идейности. В отроческие годы я сильно болел группой Metallica. А потом переболел и даже на концерт не пошел. И по причинам идеологическим, а не музыкальным. Дело в том, что члены группы Metallica больны на голову касательно своего бренда, своих записей, в общем, всего своего. Стоит кому-нибудь где-нибудь разместить, упомянуть, воспользоваться только лишь названием группы, и все: суды, суды, суды. Музыканты отнюдь не бедны, но эта озабоченность иногда походит на паранойю, а проще говоря, на гипертрофированную жадность. Ни песни бесплатно! Таким мог бы быть их главный слоган. А я вот, например, воспитан на идеях sXe (straight edge). Тут вам не только главный принцип stay punk – stay clean, но и пресловутый «сделай сам» (DIY), минимальная цена за билет на концерт и бесплатное распространение собственных записей.
Благообразных нуворишей с биркой на мозге «продюсер» многим музыкантам хочется послать ниже крестца, чтоб не паразитировали на наивных рокерах. В этом плане интернет предлагает идеальную схему. Музыкант выкладывает в сеть песни. Аудитория внимает. Бесплатно. Если аудитории нравится, она идет на концерт и оставляет деньги в кассе. Музыкант получает заслуженное бабло. А продюсер получает кукиш. Но продюсеру такой расклад не нравится. Ему хочется показательных аутодафе, где первого попавшегося школьника будут судить за преступление по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав). Я вам на это вот что скажу. Интернет в принципе убил понятие копирайта, и возродить его в России (относительно интернета, конечно же) нереально. И докажу я это на простом примере.
ЭПОХА COPY-PASTE
Практически все СМИ ныне имеют свои порталы. И вот появляется статья. Она кому-то понравилась, он размещает ее у себя на странице. Далее еще кто-то копирует у предыдущего кого-то статью к себе на страницу, а потом какой-нибудь сайт из разряда «убей время с моими приколами» размещает данную статью у себя в передовицах. А такие сайты имеют с десяток партнеров-клонов, которые не прочь поживиться материалом. В итоге автор статьи канул в Лету, туда же канул сайт, на котором она изначально была опубликована. Таких примеров – миллион. Они и есть та база, на которой возник вышеописанный айсберг. Они – маленькие грешки, на которые громоздятся грехи побольше, пока всю пирамиду не увенчает один большой грех. Есть ли способ борьбы? В случае со статьями есть. Соблюдать элементарное правило: взял материал – укажи источник. Но в случае с аудио- и видеоконтентом источником не ограничишься. Схема-то отработана. Человек нашел, ему понравилось, он скопировал и разместил у себя в блоге. Он преступник? Ну-ну. Ждите новых показательных процессов, которые распиарят очередного набоба, но проблему так и не решат. Потому что для этого нужно изменить психологию. А это утопия.
В СССР пиратства не было, как и секса. Мы могли делать точные копии «Фордов», «Опелей» и «Паккардов» и называть их «Москвичами», ГАЗами и «Чайками». Никому и в голову не пришло бы упрекнуть в плагиате «Веселых ребят», певших в 1971 году «Крепко держит руль рука, путь-дорога нелегка, а удача далека – отсюда не видно» на мотив Baby You Can Drive My Car. И мало кто сможет представить себе иск к Валерию Ободзинскому за исполнение «английской народной песни» «Девушка» (Girl) в переводе О. Гаджикасимова.
Крестовый поход на свободный обмен информацией возглавил в 2000 году барабанщик Metallica Ларс Ульрих. Он подал иск к Napster, крупнейшей на тот момент пиринговой сети, и сразу трем американским университетам за незаконное распространение трека I Disappear. В результате Napster стал платным, а в кампусах началась охота на ведьм.
В 2010 году в атаку пошел президент группы компаний «Амедиа» Александр Акопов. Ответственный за появление на свет «Бедной Насти» и «Не родись красивой» продюсер объявил пользователей сети «ВКонтакте» 30 миллионами уголовников – и пригрозил целому ряду сайтов коллективным иском медиакомпаний. Участь Карфагена показалась российским социальным сетям сладким сном, но история так ничем и не закончилась.
Первый иск к частному лицу за нарушение авторских прав в рунете был подан в январе 2011 года. Фирма грамзаписи «Никитин» обвинила некоего москвича 24 лет в нелегальном распространении 18 песен, находящихся в собственности студии, через социальную сеть «ВКонтакте». Сумма ущерба оценивается в 108 тысяч рублей. Здоровую долю абсурда в ситуацию вносит полиция, не раскрывающая данных об обвиняемом. Так что даже представители сайта не знают, о ком и о чем идет речь. Что не мешает процессу идти.
Текст: Павел Перец