Юрий Александров о чукотской порнографии
Ваши «соавторы» — Иван Гольденшлюгер и Константин Молох — в релизе выставки остроумно названы «коллегами по мифу». Вы настаиваете, что это реальные живые люди?
Настаиваю. Мы неоднократно работали вместе. Костик сейчас в Дании. А Ваня — у себя на Украине.
А почему на афишах только ваше имя стоит?
Ну это мы так договорились с галереей. Они все равно не смогут приехать на открытие. Так что мне одному придется за всех отдуваться и все объяснять. Так вот, идея Музея современного искусства Чукотки возникла, когда мы втроем работали над созданием экспозиции настоящего музея в Анадыре в 2003 году. Всю проектную документацию подготовили, но поссорились с жадным московским начальством, на этом дело и закончилось. Экспозиция работает, и слава Богу. Но мы хотели в эту экспозицию включить отдел современного искусства. Ничего у нас не получилось. То, что нам в Анадыре предлагали музейные люди, — это была полная фигня, какая-то матрешечная резьба по кости, раскрашенная анилинами, то есть полное вырождение их исконного национального искусства, перед которым мы благоговеем. И тогда мы сделали виртуальный отдел музея.
Получается, вы создали несуществующее современное искусство Чукотки?
Вы отгадали. И ничего страшного тут нету, что мы не чукчи, потому что немецкие и еврейские художники создавали французское искусство в Париже, и наоборот, немецкое искусство создавали всякие другие этнические отщепенцы, евреи в том числе. А нам тем более легко было это сделать, потому что в конце 70-х годов мы работали в издательстве «Просвещение» и делали учебники для чукчей, эскимосов, ненцев, эвенков — всех народов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Изучали этнопсихологию чукчей?
Конечно, мы знали какие-то этнографические детали. Но редакторы учебников очень не приветствовали местную специфику. Никаких унтов, олених шкур. Надо было изображать детей в таких, знаете, нейлоновых курточках. Очень они хотели выглядеть современно. И это реализовалось в полной мере — сейчас в Анадыре все, конечно, ходят в «адидасе», ни черта там нету национального.
И современного искусства тоже нету?
Психология поменялась, они все хотят позитива, но что-то новое там трудно прививается. Они ничего нового толком сделать не могут, потому что им некуда старое выбрасывать. Кругом одна тундра во все стороны —куда мусор-то девать? Закопать нельзя —мерзлота. Это потрясающая картина — город со всех сторон окружен мусором. Дома на сваях, и под домами мусор. Особенно величественно выглядит, когда дует ветер 42 метра в секунду. Ты летишь по Анадырю с этим ветром, и вместе с тобой летит мусор.
Что же, все духи умерли?
Нет, не все. Настоящая Чукотка действительно существует — только на самом краю света, куда и добраться почти что невозможно, нужно лететь на вертолете и ехать на вездеходе. И эта Чукотка ни на грамм не отличается от нашего представления о настоящей жизни на настоящем Краю Света, которое мы и старались воспроизвести в нашем виртуальном музее.
Почему великанша-колдунья Мэрген на одной из картин изображена двуполой?
Хороший вопрос. Вообще-то это Костик должен комментировать. Но раз уж его нет, я сейчас сосредоточусь и объясню. Великанша— воплощение женственности, плодородия. А с другой стороны, она же и символ силы, природной мощи.
Плодородие у них там какое?
Приплод оленей — больше там ничего нет. Будет приплод — будет мясо, будут шкуры, будет жир. Будет жир — будет светло в яранге, будет жизнь… И в пологе будут обниматься чукотские мужчины и женщины. Картины отчасти посвящены чукотскому эпосу, невероятно интересному. Нам показалось, что сюжеты этого эпоса сильно смахивают на Младшую Эдду и Нибелунгов. Может быть, потому что Север требует существования мифов о сверхлюдях, великанах. Мэрген сопоставима с Кримхильдой. И сюжет сходный — обе вступают в борьбу с мужчинами, с которыми хотят вступить в соитие.
А почему на «чукотских» костяных вещах надписи на иврите?
Это мне тяжело будет объяснять. Идея Ивана заключается в том, что чукчи — это потерянное двенадцатое колено Авраама, которое ученые ищут по всему свету. Айзек Азимов считает, что это японцы, а Иван считает, что чукчи. Противоречия тут никакого нету, потому что они, конечно, все близкие родственники. А также они родственники американским индейцам, поскольку алеуты с индейцами вообще одна кровь. Вот и получается, что полмира — это монголоидные евреи. Тут можно вспомнить Эми Вайнхаус, которой дали сразу пять премий Grammy только что. Что-то в этом есть. Эти маленькие человечки, где бы они ни оказались, способны, во-первых, выжить и, во-вторых, увидеть нечто,что вообще-то трудно увидеть. Я с интересом поддерживаю эту теорию. По этому поводу я нарисовал в 89 году комикс «Вечный жид».
А что там написано, можете перевести?
Вот эта фиговина — «Ловушка злых духов»,на ней написано: «Все накроется женским органом». А вот это — моржовый х…й. У него с одной стороны написано: «Начало всего». А если перевернуть — «Конец всего».
Он что, настоящий? У моржей там кость?
Настоящий, конечно. Это известный феномен. В этнографическом музее я видел шахматный столик с ножками из четырех моржовых фаллосов. Культурно, по-музейному, это называется «резьба по моржовому пенису». Тонкая технология: ламповая копоть втирается для большего эффекта.
И что же, он такой большой?
Ну да. Морж такой был.