Интервью с Майклом Ли
Фильм поднимает так много тем, что почти невозможно сразу сказать, о чем он. Вы, подозреваю, этим довольны? Так и есть, и не только вам сложно выразить словами, о чем он, но и мне самому. В идеале, конечно, я бы вообще избегал любых разговоров о том, что делаю, но с «Еще одним годом» все усугубляется тем, что это мой самый личный фильм – за исключением, может быть, моего дебюта, «Тусклых моментов».
Кажется, что фильм получился об отношениях, любви, дружбе, ускользающем времени… А еще об одиночестве, разочаровании, старении. В этом фильме много пережитого лично мной – скажем, отношения главных героев, Тома и Джерри, с их сыном Джо очень похожи на мои собственные отношения с сыновьями. После «Беззаботной», которая рассказывает о более-менее молодых людях, мне показалось важным – и даже необходимым – обратиться к собственному поколению. Мне 68, и у меня есть друзья, которые уже тысячу лет на пенсии. В мой же лексикон это страшное слово пока не вошло – и моя сестра, например, считает меня безумцем, потому что я до сих пор не готов выйти в тираж.
Вы говорите, что вложили себя во многих персонажей «Еще одного года». Как насчет психолога Джерри? Ее методы похожи на то, как вы работаете с актерами? Еще как. Я помню, как в 1985-м снимал в Белфасте «Четыре дня в июле» с Брид Бреннан: она говорила о своем отце, а я – о своем. Мы были на репетиции, она лежала на кровати, а я сидел в ногах и рассказывал, что мой старик был семейным доктором в Солфорде. А Брид и говорит: «Ты определенно унаследовал его умение разговаривать с людьми, соблюдающими постельный режим».
Для кинематографистов понятие пенсии, надо думать, вообще эфемерно. Ну да, говорят же, что ты настолько стар, насколько себя чувствуешь, и прочую подобную ерунду. Но в то же время… Вот у меня есть очень, очень старый друг примерно одних со мной лет, ему тоже под 70, и он серьезно болен. Я езжу в его коттедж в Уилтшире, сижу с ним, мы смешим друг друга, потом я вывожу его на прогулку в кресле-каталке – и подозреваю, мы выглядим как два дряхлых старикашки. Хочу я того или нет, но от старости мне никуда не деться – и в этом фильме я хотел на том или ином уровне поговорить об этом.
Интервью: Джошуа Роткопф (Time Out London)