Игорь Коняев знает, как превратить человека в товар
Коняев — режиссер разносторонний. Он получил «Золотую маску» за семейную сагу «Московский хор», первым в городе поставил «Изображая жертву» и инсценировал «Похороните меня за плинтусом». Но его главной любовью остается Чехов, которого Коняев ставит регулярно. В этот раз режиссер взялся за ранние рассказы.
Почему именно рассказ «Живой товар»?
Я задумался о значении человека в мире денег и вещей. Если все оценивается и продается, тогда и человеческая жизнь имеет цену. Сегодня очень популярен термин «цена вопроса» или «сумейте себя дорого продать». Мне, например, интересно, существует ли какая-нибудь мораль в мире денег, и кто или что эти моральные принципы регулирует. «Живой товар» абсолютно точно совпал с моими размышлениями.
Это не первый ваш спектакль по Чехову. Меняется ли ваше отношение к писателю?
В моей практике это четвертый спектакль по произведениям Чехова. Первый опыт был «на студенческой скамье» — на курсе Льва Додина. Пришлось очень подробно погружаться в историю «Пьесы без названия». Этот спектакль до сих пор идет на сцене МДТ — театра Европы. Тогда я увлекся личностью Чехова. С тех пор к Антону Павловичу хуже относиться не стал. Да и как можно относиться к блестящему писателю, у которого пороков не отыскать… В свое время меня очень развлекла книга Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова». Я смеялся, читая, как этот англичанин перетряхнул всю личную жизнь писателя, но так ничего однозначно компрометирующего не нашел. А в мае 2007 года я побывал со спектаклем «Пиль. Комическое представление» театра «Приют Комедианта» на фестивале «Мелиховская весна» в имении Чехова. Походил по тесным комнатам маленького дома, погулял по небольшому саду и еще раз задумался о роковой роли денег в жизни человека.
Расскажите о команде, с которой ставите спектакль.
Это моя первая работа в театре имени В. Ф. Комиссаржевской, первая встреча с артистами, работающими здесь. Мне очень интересно, что у нас получится. Надеюсь, мы найдем общий язык. Артисты хорошие — Евгения Игумнова, Владимир Богданов и Владимир Крылов. В этот театр со мной пришла и постановочная бригада — Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили сочиняют костюмы и декорации, а Денис Солнцев придумывает свет. Для меня они самые лучшие, я люблю все, что они делают, и полностью доверяю их художественному вкусу.