Опера «Аида»
Самой лирической оперной эпопее всех времен и народов на петербургской сцене не везло особенно никогда. 16 лет назад, еще на заре своего правления, Валерий Гергиев пригласил было на постановку самого Франко Дзеффирелли, но за две недели до премьеры мэтр по неизвестным причинам прервал контракт, оставив в качестве отступных привезенные из Ла Скала костюмы и сценографию – именно они и обеспечили сочиненному в авральные сроки спектаклю Юрия Александрова постоянный аншлаг. Когда в 1998-м итальянские красоты уехали обратно в Милан, оперу Верди решено было одеть в послевоенное парадное платье 1948 года: старорежимно-суровый дизайн Петра Шильдкнехта пользовался популярностью у публики, но со временем естественным образом пришел в негодность. Театру срочно требовалась новая «Аида» – и выбор режиссера для кассовой репертуарной позиции должен был быть прицельным.
В итоге Валерий Гергиев совершил едва ли не наиболее эффектный менеджерский ход всей новейшей мариинской истории: Даниэле Финци Паска известен в России главным образом как постановщик шоу Corteo, хотя сотрудничеством с Cirque du Soleil его заслуги перед мировым театром отнюдь не ограничиваются. Он основал Teatro Sunil, ставший законодателем одного из ключевых направлений сегодняшней европейской сцены – «нового цирка», в котором режиссура пользуется элементами классических цирковых представлений для создания авторских театральных полотен. Прошлым летом в параллель с Corteo Teatro Sunil гастролировал в Мюзик-холле с «Донкой»: первые показы прошли при полупустом зале, а на последние лишний билетик спрашивали уже у «Горьковской» – молва быстро разнесла по городу слух о никому не известном режиссере, делающем эталонные спектакли «для всех и каждого».
В опере постановщик Corteo работает примерно так же, как и за пределами музыкального театра, так что «Аида» наверняка будет приготовлена по уже знакомому рецепту: визионерская красота сценической картинки плюс головокружительные трюки и неизбежная в случае Финци Паски светлая печаль – все спектакли режиссера так или иначе касаются темы недолговечности и хрупкости земного бытия. Руководство Мариинского позиционирует «Аиду» как премьеру, рассчитанную на мощный прокат и массового зрителя, хотя прочие подробности держатся в строжайшей тайне. Неизвестно ни то, как постановочная бригада распорядилась не слишком приспособленным для театральных опытов пространством, ни кто из певцов выйдет на сцену (или поднимется в воздух). На все вопросы инсайдеры отвечают лаконично: «Акробаты к репетициям приступили». Текст: Дмитрий Ренанский
На сцене концертного зала Мариинского театра
Расписание смотрите здесь