Интервью: Джон С. Рейли
Фильм «Тяжелый путь: история Дьюи Кокса» примечателен в первую очередь тем, что дает возможность показать себя со всех возможных сторон актеру, который за предыдущие 18 лет сыграл больше 45 персонажей, причем все они были на задворках второго плана. На деле же оказывается, что вспомнить, как выглядит Джон С. Рейли, совсем не сложно — он был печальным полицейским, только что потерявшим пистолет и нашедшим любовь в «Магнолии», тормознутым укурком — мужем героини Дженнифер Энистон в «Хорошей девочке» и привязчивым рогоносцем, обманутым Рене Зеллвегер в «Чикаго», — за эту роль Рейли и вовсе номинировали на «Оскар».
Когда вас начали узнавать на улице?
Примерно после «Рики Бобби, короля дороги» — я там сыграл придурочного друга заглавного героя. Это смешно — ты долго-долго снимаешься, снимаешься… и ничего, а достаточно сыграть в картине с Уиллом Фаррелом, как тебя узнают. На самом деле я с женой в игру такую играю — если кто-то подходит ко мне на улице, мы, основываясь на типаже подошедшего человека, пытаемся угадать, по какому фильму он меня запомнил. И знаете, чаще всего люди не воспринимают все мои работы целиком — они запоминают меня по какой-то одной картине. А потом говорят: «Вы всегда играете плохих парней!» — только потому что видели один фильм, где я сыграл злодея. Но вообще это круто — значит, они поверили в то, как я его сыграл.
Ну а каким вы сами себя видите?
Я считаю себя… ленивым.
Ну, вообще-то считается, что вы очень трудолюбивы — у вас всегда какие-то съемки в разгаре…
Да уж, я постарался, создал себе репутацию какого-то безумно продуктивного и всегда готового к новым вызовам актера. Да я и работать-то начал лет в 12 — посуду мыл. Мне всегда хотелось независимости. Мне хотелось путешествовать, иметь столько денег, сколько хочется. Я вырос в семье, где было шестеро детей, так что, когда пришлось покидать отчий дом, я был полностью к этому готов.
Вы же в Чикаго выросли?
Да, на юго-западе. Я и актерствовать впервые здесь стал — пошел в драмкружок, а до того меня, конечно, замучили офицеры по надзору. Потом уже я поступил в нормальную актерскую школу, стал играть с одним театром, с другим. Я и сейчас несколько раз в год приезжаю в Чикаго — навестить семью. И когда я ступаю на чикагскую землю, я чувствую себя особенно, совсем не так, как в любом другом месте. Здесь я прочнее стою на земле.
Но вы ведь успели пожить и в Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе?
Да, но в этих городах все по-другому. В них очень силен соревновательный дух. А в Чикаго, даже если ты крутишься в самых верхах, это вовсе не значит, что ты международная звезда. Ставки ниже, и, как результат, люди больше фокусируются на работе. Это было очень ценно для меня. Это позволило мне расти как актеру. Люди подходят ко мне и говорят: «Я хочу быть актером, что мне делать? Завести себе агента и переехать в Лос-Анджелес?». Я всегда отвечаю: «Нет, поезжайте в Чикаго! Играйте в пьесах: даже если не получится много заработать, зато вы сможете стать хорошим актером».
Именно за годы работы на чикагской сцене Рейли отточил те импровизационные таланты, которые помогли ему во время съемок «Тяжелого пути: истории Дьюи Кокса». Фильм показывает 60-летнюю карьеру рокпевца Дьюи Кокса, его стремительный путь к славе, по ходу дела обыгрывая всевозможные штампы, которые типичны для историй про богатых и знаменитых. Рейли вызывает смех самым первым появлением на экране: этот грузный, лысеющий 42-летний мужчина предстает в образе наивного 15-летнего Дьюи. Дальше актер проводит своего персонажа сквозь неудачные браки, наркозависимости и несчастные любови, воспитание десятков детей и создание хитовых песен.
Авторы сценария, Джад Апатоу и Джейк Каздан, очевидно, выбрали в качестве объектов для иронии такие фильмы, как «Рэй» и «Пройти по черте».
Но в итоге они посмеялись над целым жанром. Главная сквозная шутка этого фильма — в том, что, по большому счету, все эти байопики одинаковы, все из одного теста. Если взять жизни всех этих великих музыкантов, то они предстают настолько похожими! Будто со всеми и каждым происходило одно и то же.
Не знаете, кроме вас были еще какие-то кандидаты на роль?
Джейк Каздан говорил мне, что они писали роль специально под меня. Вообще-то до «Рики Бобби» комедийных талантов у меня никто особо не замечал. А тут пошло-поехало…
В чем вы искали вдохновение для комических сцен?
Мне очень много дал опыт работы с Уиллом Фаррелом. Он научил меня не бояться показывать себя не с самой лучшей стороны, лишь бы было смешно. Я, знаете, довольно скромный человек, все-таки вырос в Чикаго, да еще и в католической семье. Но когда я вижу Уилла, бегающего по площадке в нижнем белье, я начинаю осознавать, что ради шутки можно пожертвовать всем. Я научился тому, что выглядеть, как идиот, абсолютно нормально.
Вы ждете успеха от фильма?
И да, и нет. В любом случае, работа сделана. Я вложил в нее часть себя. А уж будет фильм успешен или нет, зависит от того, не разучились ли люди веселиться (самодовольно улыбается).
«Тяжелый путь: история Дьюи Кокса»