Акция «Ночь галерей»
Стас Багс, галерея Anna Nova
Арт-лофт Rizzordi Art Foundation открыл свои двери 21 мая, как раз на «Ночь музеев». Новая арт-площадка устроена по принципу «чем хуже, тем лучше» – у черта на рогах между устьем Фонтанки и Обводным, в бывших цехах пивзавода имени Степана Разина. Это далеко и от метро, и вообще от обычных путей любителей искусства. Там дурно пахнет: рядом, в еще действующих цехах завода, продолжают варить пиво и квас, и в округе стоит такой запах солода, что хоть топор вешай. Там плохо с электричеством и с вентиляцией, а подниматься в лофт приходится через гудящие непонятной аппаратурой нижние этажи. В общем, там есть все необходимое, чтобы почувствовать себя молодым бунтарем, занозой в теле общества, чадом окраин и творцом альтернативной культуры.
Еще там есть два этажа выставочного пространства – просторного, высокого, выкрашенного в белый цвет, многофункционального. С большими современными выставочными помещениями в Петербурге тяжело – Rizzordi предоставляет кураторам шанс показать произведения, которые иначе показывать было бы негде.
В день открытия лофта месяц назад сюда стояли очереди. Вдохновившись первым опытом, лофт объявил следующую акцию: с вечера 17-го до трех ночи 18 июня здесь пройдет «Ночь галерей». Называется она Total Contemporary, что можно грубо перевести как «все современное». Ведущие галереи города, занимающиеся современным искусством (и объединенные в Ассоциацию галерей современного искусства), представляют себя и своих художников. Это галерейная альтернатива «Ночи музеев», сделанная по уму: вместо того чтобы открыть по вернисажу в каждой галерее и заставить зрителя бегать из одной в другую, высунув язык, Rizzordi позволяет увидеть все в одном месте – благо в лофте этого самого места достаточно.
На самый большой масштаб размахнулась Al Gallery. Эта галерея в прошлом году сменила место жительства и сейчас помещается в стильном, но крайне тесном зальчике прямо под аркой Главного штаба. Ужавшись в размерах, Al Gallery стала осваивать формат «кабинетных» выставок – но в Rizzordi она не ограничена пространством и выставляет все лучшее из своих запасников. В числе ее авторов – главная звезда «среднего» поколения современных петербургских художников Виталий Пушницкий, некогда задавший тон «новой серьезности» в питерском искусстве. Пушницкий сейчас уже международная величина; авторитетное арт-издательство Phaidon включило его в топ-100 лучших художников из ныне живущих. В Rizzordi он выставит свои хрестоматийные глубокомысленные черно-белые холсты.
В диалог с ним вступит еще один философ от живописи – Илья Орлов с болотными пейзажами. В них, казалось бы, нет ничего ни суперсовременного, ни особо содержательного – а все равно зарисовки раскисших под дождем дорог и мокрых просек кого угодно погрузят в глубокие раздумья. И вдохновлены-то они классическим текстом «Разговор на проселочной дороге» философа Мартина Хайдеггера.
Если добавить к этому третьего автора галереи – Дмитрия Провоторова с сумрачными фотомонотипиями, вкус Al Gallery вырисовывается достаточно четко: здесь любят мрачноватое, впечатляющее и умное.
Молодая галерея Modernariat выставляет Игоря Пестова – художника южносибирской школы, которая соединяет в себе академическую живописную подготовку и брутальные сюжеты. Пестов пишет почти плакаты: у него на холстах что мусорные мешки, что коровьи черепа – все несет в себе протестный панковский посыл. И сопровождается надписями шрифтом «а-ля через трафарет», не имеющими никакого отношения к сюжету картины и лишь добавляющими веселой ярости. Пестов – художник очень наивный и в то же время очень эмоциональный, на фоне истинно питерских живописцев с их душевными тонкостями имеет все шансы на коммерческий успех.
Галерея Anna Nova выбрала беспроигрышный вариант – не меньшую, чем Пушницкий, звезду Петра Швецова с его излюбленным материалом – белым кафелем. Швецов ломает кафель, исследует его трещины и осколки, рисует по нему всем подряд, от маркеров до битума. Минимализм средств и черно-белая гамма – легко читаемый сигнал о том, что «тут главное не внешность, а внутренность»: настолько лаконичная форма не может не скрывать в себе глубокого смысла или даже много смыслов. Зритель с упоением бросается их искать и находит на свою голову: Швецов по праву считается одним из главных в Петербурге мыслителей на языке искусства.
Санкт-Петербургский филиал Государственного центра современного искусства вступил в тандем с галереей Анны Франц, но представил не галерею, а саму Анну Франц как медиахудожника. В соавторстве с Мариной Колдобской (художником и директором питерского ГЦСИ) Франц создает арт-роботов. Роботы до поры стоят неподвижно, но стоит подойти к ним – отреагируют на появление человека и примутся шевелиться и верещать, доказывая, что даже самое высокотехнологичное искусство очень даже готово к диалогу с простыми смертными.Как, впрочем, и все остальное искусство, представленное на «Ночи галерей»,– задремать не удастся. Текст: Анна Матвеева
В ночь с 17 на 18 июня в Лофт Rizzordi Art Foundation
Начало в 18.00, завершение в 3.00