Обзор: Итальянцы в Петербурге | Город | Time Out

Обзор: Итальянцы в Петербурге

  16 июня 2011
2 мин
Обзор: Итальянцы в Петербурге
Итальянцы в Петербурге не только дворцы и музыка, цирк и мода. Это любовь, горячая и взаимная.

Архитектура Итальянцы принялись за строительство Петербурга сразу и вплотную. От Петропавловской крепости до городского генплана, от Эрмитажа до Царского села – все было спроектировано под их страстным руководством. Весь XVIII век облик города формировали Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Винченцо Бренна. Именно их страсть и напористость, вероятно, во многом повлияли на колоссальные темпы развития города. например, если бы не изворотливость Доменико Трезини, то неизвестно, как и в каком году вообще началась бы застройка. понимая, что Петр I вот-вот уедет на несколько лет в Европу и что утверждать первый генеральный план Петербурга надо быстро, он решил сделать это тогда, когда даже самый привередливый человек не захочет обсуждать ничего – 1 января. Остается только догадываться, в каком состоянии был император, подписывая в 1716 году чертеж, в соответствии с которым васильевский остров приобрел свои нынешние черты.
Даже когда в следующем столетии мода пошла на французов, Петербург стал только больше похожим на Венецию, а великий карл Росси наградил нас самой симметричной улицей в мире, позже названной в его честь (ее длина – 220 метров, ширина – 22 метра, высота зданий тоже 22 метра).
Отличительной чертой итальянских зодчих был яркий индивидуализм – все они приезжали в Россию одни, без помощников, и набирали команду строителей уже на месте. так они подчеркивали свою непревзойденность и абсолютный авторитет, не оставляя никому ни малейшего повода для сравнения.
Кстати, итальянская улица была так названа не в честь этой нации, а потому что неподалеку, на месте нынешней публичной библиотеки, находился итальянский дворец.
Граф Калиостро Пожалуй, самым нашумевшим итальянским гостем в императорском Петербурге был граф Калиостро. Величайший авантюрист и шарлатан того времени, своими чародействами он буквально сводил с ума столичных жителей. В его доме на дворцовой набережной постоянно демонстрировались алхимические опыты, варились «волшебные» целительные травы и проходили спиритические сеансы. Сам он утверждал, что родился еще при сотворении мира, вместе с ноем спасался от великого потопа, был знаком с Александром Македонским и Иисусом Христом. Мол, дело все в секретном эликсире молодости, который у него как раз можно купить. фантастические рассказы и не менее фантастические очереди за чудотворной настойкой приносили графу немало денег. Но продлилось это удовольствие недолго. Однажды взявшись исцелить грудного ребенка, он попросту купил другого – за 2000 рублей у крестьян – и подменил. на чем и попался. Екатерина II была вдвойне рада выгнать Калиостро из страны, так как ее фаворит Потемкин уже давно ухлестывал за его молоденькой женой.

Литература Отец итальянской литературы – великий Данте Алигьери со своей «божественной комедией» – стал знаком советскому читателю лишь в 1940-х годах. Именно тогда петербургский поэт и переводчик Михаил Лозинский выпустил в свет полноценный перевод этой поэмы, за что получил даже сталинскую премию первой степени. Вряд ли такая высокая награда помогла ему забыть, как за несколько лет до этого его чуть не расстреляли с прочей интеллигенцией, но, наверное, было приятно.

Музыка Легкость, мелодичность и жизнерадостность итальянской музыки развевала русскую меланхолию еще с XVIII века. Но настоящий бум начался чуть позже. в середине XIX столетия труппы из Италии достигли здесь такой популярности, что отечественным было практически не пробраться на сцену. К тому времени невероятный успех и любовь светской публики заслужил Катерино Кавос – выдающийся композитор, несколько лет возглавлявший итальянскую оперу при императорских театрах. За годы жизни в России он написал музыку к 32 русским операм, сочинил шесть балетов, бесчисленное количество водевилей, хоров и песен. В результате итальянская непринужденная музыка воспитала целое поколение слушателей, и когда в столице впервые показали «Дон Жуана» Моцарта, его сочли ужасно скучным и заумным.
Тем не менее мода вскоре сменилась, и следующий пик популярности итальянцев пришелся уже на недавние 1980-е, когда ни одна дискотека не обходилась без песен Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Пупо, Джанни Надзаро или Ricchi E Poveri.
кстати, знаменитая песенка «уно, уно, уно, ун моменто» из фильма «формула любви» на самом деле была написана Геннадием Гладковым и представляет собой просто несвязный набор итальянских слов.

Машиностроение Первый народный автомобиль СССР появился тоже благодаря итальянцам. в 1966 году в Тольятти совместно с компанией Fiat началось строительство завода «ВАЗ». Первая партия «Жигулей» под руководством итальянского шеф-инструктора сошла с конвейера в 1970-м и представляла собой копию Fiat-124, несколько адаптированную под российские дороги. Детали для сборки тогда еще поставлялись из италии, и качество первых моделей не шло ни в какое сравнение с нынешним.
Название «жигули» было изменено на Lada после начала экспортных поставок. на западе, особенно в италии, «жигули» однозначно ассоциировались с жиголо, что популярности машине не прибавляло.
Сегодня ценители итальянских марок отличаются несколько иными предпочтениями. Lamborghini, Ferrari, Maserati и Alfa Romeo вряд ли в скором времени будут копироваться отечественными производителями, да и народный статус им уж никак не присвоить.

Цирк Гаэтано Чинизелли, известный итальянский наездник и дрессировщик, в 1877 году построил в Петербурге первый в России каменный цирк. По престижу цирк не уступал императорскому театру. Статус заведения подтверждала и царская ложа. В советское время в цирке на Фонтанке выступали настоящие звезды: клоун Карандаш, дрессировщики Запашные, фокусник Кио.

Мода Итальянские вещи у нас всегда входили в категорию наилучших и наижеланных. Даже те, кому в советские времена доставались дефицитные сапожки из Польши, несмотря на всеобъемлющую зависть окружающих, втайне мечтали об итальянских. Представление о блистательной моде этой страны складывалось благодаря фильмам Феллини и редким, украдкой провезенным в СССР журналам мод. Когда появилась немецкая «Бурда» с выкройками, она, конечно, стала непременной целью каждой женщины, но настоящие журналы из Италии или фотографии, переснятые с них, – это было святое.
В 1962 году СССР был покорен темно-синими плащами болонья – из ткани, названной так по имени города, в котором она производилась. Этот легкий синтетический непромокаемый материал изготавливался в Италии для рабочей одежды и считался, мягко говоря, второсортным. У нас же каждый уважающий себя модник был просто обязан иметь болоньевый плащ. Сегодня ажиотаж вокруг итальянских марок перерос из слепого фанатизма в нечто более спокойное и уверенное. Обозначение made in italy по-прежнему определяет многое, но уже далеко не все. Настоящее качество и стиль кроется за именами и названиями: Gucci, Prada, Valentino, Armani, Dolce & Gabbana.

Кухня Советские макароны начали превращаться в пасту около 20 лет назад, когда в России зародилась мода на итальянскую кухню. Сегодня ее популярность достигла таких высот, что рестораторы, устав соревноваться в качестве, стали упражняться в освоении аутентичного меню разных регионов – Сицилии (Barbaresco), Сардинии (Svelto), Неаполя (Capuletti). Тем временем люди тоже становятся привередливее и, путешествуя по Италии, не останавливаются в туристических местах, а выискивают что-нибудь эдакое.
Отдельной тенденцией стало появление в российских магазинах всевозможных ингредиентов для приготовления настоящих итальянских блюд: спагетти, соусы, разнообразие трав, правильные виды сыров и оливок. Без чиабатты, например, уже даже сложно представить себе простой обед.


Текст:Екатерина Толстая, иллюстрации:Владимир Седых