Фестиваль «Усадьба. Джаз»
Группе Zap Mama в этом году исполняется 20 лет, но задора Мари Долн с годами не растеряла
Городу в этом году везет на фестивали – вслед за главным московским инди-форумом Avant у нас открывается филиал «Усадьбы. Джаз», едва ли самого важного джазового опен-эйра в стране. В отличие от организаторов Avant, прощупывающих почву всего одним концертом, агентство «АртМания» ставит по-крупному: целых два дня и две сцены под открытым небом.
Оба хедлайнера нынешнего фестиваля – артисты заслуженные и уже «опробованные» организаторами в Москве. «Мы не могли еще раз не привезти Zap Mama, – говорит директор фестиваля Мария Семушкина. Они стали открытием московского фестиваля, никто не ждал такой экспрессии и драйва». Эту афро-поп-группу в далеком 1993 году предъявил широкой публике лидер Talking Heads Дэвид Бирн. И не прогадал – их дебютник Adventures in Afropea vol. 1 буквально взлетел на первое место в чарте world music журнала Billboard.
Изначально композиции Zap Mama полностью состояли из голосовых наложений – лидер группы, бельгийка конголезского происхождения Мари Долн, основательно изучала пигмейскую и другие традиционные вокальные техники. Впоследствии саунд претерпевал неоднократные изменения: в разное время Долн увлекалась хип-хопом (на ее счету – дуэты с Эрикой Баду и японским хип-хоп-гением Dj Krush), а на последней пластинке софт-джазовый кавер на шлягер Далиды Paroles Paroles с Венсаном Касселем и вовсе сменяется афробитом с участием великого нигерийского барабанщика Тони Аллена.
Второй хедлайнер фестиваля, израильтянин Авишай Коэн, в детстве был примерным мальчиком, с 11 лет учился играть на пианино и изучал родную культуру, но в 14 начал играть в орлянку и покатился – его захватил джаз. Вдохновившись музыкой Джако Пасториуса, Коэн принялся усердно осваивать бас. Последующая его карьера движется по дорожке, проторенной большинством успешных европейских джазменов: Нью-Йорк, знакомство и сотрудничество с саксофонистом Джошуа Редманом и пианистом Чиком Кориа. Один из родоначальников фьюжн тогда искал музыкантов для своего акустического проекта Origin – супертехничный Коэн подошел на роль басиста как нельзя лучше. Достигнув оглушительного успеха в Америке, Коэн решил вернуться на родину. Это серьезно сказалось на его музыке: на последних его пластинках практически нет электричества, зато ощутимо влияние ближневосточного фольклора. Вдобавок к этому басист запел, причем сразу на четырех языках: иврите, английском, испанском и сефардском. В программе стоит отметить и джаз- кабаре Олега Скрипки: неугомонный фронтмен «Воплей Видоплясова» провел немалую исследовательскую работу и утверждает, что звучание этого состава наиболее полно и точно реконструирует украинские джазовые ансамбли тридцатых годов. Репертуар у группы, впрочем, разношерстный: от шансонье Богдана Весоловского, рок-баллад и переосмысленных вещей «ВВ» до песен из советской киноклассики.
Расслабившихся на травке поднимет на ноги проект французского виртуоза губной гармоники Жан-Жака Мильто Soul Conversation (два черных вокалиста плюс классический блюзовый состав).
Не подведут и завсегдатаи городских концертных площадок: по столь важному поводу алкоджаз-трио Billys Band расширится до секстета (пригласят клавишника и духовую секцию), а Нино Катамадзе представит новую пластинку Red. Текст: Михаил Рудин
2 июля Биг-Бэнд им.Олега Лундстрема, Jean-Jacques Milteau (Франция) с проектом Soul Conversation, МосГорТрио Якова Окуня и Сергей Головня, Нино Катамадзе и Insight (Грузия), Женя Любич, Джаз-кабаре Олега Скрипки (Украина), Guru Groove Foundation
3 июля Avishai Cohen Trio (Израиль), Ансамбль Ольги Абдулиной Sunkissed Jazz Band, Acoustic Quartet и Аня Чайковская (Украина), Mass Ave Project (США), Zap Mama (Бельгия), Billys Band sextet, Markscheider Kunst
Фестиваль «Усадьба. Джаз»
ЦПКиО на Елагином острове