Гастроли труппы Элвина Эйли
«Откровения» будет предварять фильм с архивными съемками Эйли и его труппы
Эйли был безотцовщиной, сыном семнадцатилетней черной девчонки, оборвышем, проводящим больше времени на улице, отбивая степ, чем в какой-никакой школе. Но школа все же сыграла в его жизни важную роль – там устроили культпоход на гастролирующую в городе компанию Ballet Russe de Monte Carlo. Судьба Элвина была решена – он решил учиться танцам и напросился в студию к одному из мэтров модерна, Лестеру Хортону. Затем работал в мюзиклах и разнообразных шоу – а в 1958-м собрал собственную компанию. Вот эту, что сейчас к нам приезжает, – на сегодняшний день самый знаменитый афроамериканский балет США. Эйли (которого уже нет на свете, труппу ведут ученики и последователи) ставил своей целью соединить уроки классического танца, природную пластику афроамериканцев и витальность черной музыки. У него получилось – в двух программах, что будут показаны в Мариинском, лучшими остаются спектакли именно основателя театра – «Плач» и «Откровения».
«Плач» – это женское соло, экспрессивный выплеск отчаяния и протеста; скорее против судьбы, подарившей матери танцовщика бедность и долгую боязнь белых (поселившись в Лос-Анджелесе, она старалась не выходить за пределы черного района), чем против каких-то конкретных людей. Это единственная вещь, в которой столько горечи, – остальные работы Эйли, напротив, полны чувством, что «Бог заботится о нас». Например, в «Откровениях», сочиненных на музыку спиричуэлс, священник ведет верующую – буквально ведет, поддерживает, когда она начинает падать, и становится ее основой, ее трамплином в стремлении ввысь. Вот соло танцовщика – гимн выпрямлению, обретению мужества, падению под невидимыми ударами судьбы и вновь стремлению вверх. Вот воскресное собрание празднично одетых черных леди – все в желтых платьях, все с веерами, все сплетничают (суетливые, куриные движения), мгновенно сталкиваются и добродушно отступают. Во всем этом столько витальности и столько бытовой, ежедневной радости – спиричуэлс не предполагает никакого надрыва, ведь после страданий всех ждет Царство Небесное. И пафоса в этом балете тоже никакого нет – вот так просто у них с небесами сложилось, и все.
Новое поколение хореографов театра выбирает те мотивы Эйли, что наиболее им близки: Роберт Бэттл сочинил мрачноватую экспрессивную «Охоту» (на сцене только шесть мужчин, и танец похож на какой-то племенной ритуал), а Кристофер Хаггинс – бодрого «Помазанника» на музыку Moby (где чувствуется влияние «белой» балетной классики). Театр теперь не только выращивает сочинительские таланты в своем коллективе, но приглашает и «людей со стороны», например итальянца Мауро Бигонзетти, который, обрядив мужчин и женщин на сцене в длинные цветные юбки, создал спектакль совершенно карнавальный (Festa Barocca).
Шесть небольших балетов призваны убедить зрителей в том, что труппа верно следует стилю и по-прежнему полна энергии. Будем надеяться, убедят – но все же хорошо, что из шести два спектакля сочинены самим основателем. Он, знаете ли, и теперь живее всех живых. Текст: Анна Гордеева
Американский театр танца Элвина Эйли
5 июля Festa Barocca. In/Side. «Откровения»
6 июля «Помазанник». «Плач». «Охота». «Откровения».
Мариинский театр