Выставка «2001-2011. Глава 1»
Галерея Гисич появилась в городе на волне нового галерейного бума начала 2000-х. Бум этот заставлял старых и матерых волков от искусства обиженно поджимать губы. Если в девяностые любить, собирать и выставлять современное искусство было чем-то вроде подвижничества, то с началом нового века это вошло в моду. В стране сформировался какой-никакой арт-рынок, искусство стало появляться в глянцевых журналах, и в сферу, которая раньше была закрытым клубом для нескольких десятков знатоков-интеллигентов, хлынули девочки и мальчики с пиаровским образованием, безупречным маникюром и калькуляторами в руках. Свои галереи стали заводить богатые люди, а чаще – их жены.
Примерно в этом качестве поначалу воспринимали и Марину Гисич. Бойкая ухоженная красотка и спортсменка с мужембанкиром открывает галерею имени себя – ну конечно, это очередное развлечение скучающей богатой дамочки. Галерею поначалу заклеймили «буржуазной» – хотя на тот момент буржуазной могла считаться любая галерея, в которой трубы не текли и лампочки не перегорали. Однако «скучающая дамочка» была первой, кто начал прививать на городскую почву западный стандарт отношений «художник – галерея». Первой стала заключать с художниками официальные контракты на сотрудничество, подтверждающие серьезность намерений обеих сторон. Основала собственное бюро дизайна интерьеров, которое и по сей день несет две основные функции: во-первых, именно с его доходов Гисич финансирует галерейную деятельность, а во-вторых, в проектах бюро всегда фигурируют произведения искусства, и чаще всего весь интерьер строится вокруг них. Тем самым галеристка и находит для искусства покупателя, и воспитывает в заказчиках вкус – а это задача сложная: любовь к шиловским парадным портретам и гобеленам с охотничьими сюжетами вытравить у толстосумов получается далеко не сразу.
На юбилейную выставку собрали работы самых заметных художников, взаимодействовавших с галереей: Виталий Пушницкий, Владимир Кустов, Григорий Майофис, Марина Алексеева. Изначально у Гисич были наполеоновские планы по празднованию круглой даты: занять выставкой весь дом на Фонтанке, на двух первых этажах которого находится галерея. Внедрить искусство во все его квартиры и посмотреть, как, к примеру, огромные глубокомысленные черно-белые холсты Пушницкого будут смотреться в интерьере среднестатистической коммуналки. В последний момент договориться с соседями не получилось, и галерея просто прошлась по «этапам большого пути» на своих двух этажах. По словам Гисич, в настоящий момент галерея занимается не только продажами и даже не столько раскруткой художников: с каждой выставки она старается покупать работы в коллекцию. «Сейчас, – говорит Гисич, – коллекционеры часто мучаются, что не купили работу любимого художника пять лет назад. Сегодня его работы чаще всего уже подорожали в разы или просто-напросто исчезли: хорошее искусство «уходит» моментально, и чаще всего не в Россию. Поэтому я стараюсь выкупать то, что считаю нужным. У галереи сформировалась своя коллекция, которая, возможно, когда-нибудь перейдет в какойто музей. Или не перейдет: у меня растут дочки-двойняшки, и я надеюсь, что кто-то из них продолжит мое дело».
Дальнейшие планы Гисич не менее амбициозны: продолжение участия в четвертой по величине и значимости ярмарке современного искусства ARCO в Мадриде, в нашей «Арт-Москве», плюс в новых для галереи ярмарках – статусных лондонской Frieze и парижской FIAC. Вообще, говорит Марина Гисич, следующее десятилетие галерея будет делать упор на международную деятельность. Обычная «история успеха» по голливудским стандартам, от стартапа десять лет назад до бизнеса европейского уровня сегодня – необычно в ней только то, что в России, кроме Гисич, такой путь прошли считанные единицы. Текст: Анна Матвеева
«2001–2011. Глава 1»
До 1 сентября
Галерея Марины Гисич