Опера «Кольцо нибелунга» в Финской национальной опере
Будущий оперный сезон обещает выдаться насыщенным: Мариинский театр, по слухам, планирует разродиться очередной версией «Бориса Годунова» Мусоргского в постановке, страшно сказать, Грэма Вика. Мощную конкуренцию подопечным Гергиева составит Михайловский театр: Андрей Жолдак выпустит «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке, а Андрей Могучий – «Царскую невесту» РимскогоКорсакова. Ну а во время затишья имеет смысл отправиться в Хельсинки: весь август Финская национальная опера показывает премьеру возобновления вагнеровского «Кольца нибелунга». Именно премьеру и именно возобновления: титан немецкой оперной режиссуры Гетц Фридрих и его напарник, сценографинтеллектуал Готфрид Пильц, поставили свою версию тетралогии в начале 2000-х, с тех пор полный цикл из четырех опер показывали лишь дважды – и вот теперь бригада ассистентов скончавшегося 11 лет назад Фридриха возвращается в Хельсинки, чтобы обновить «Нибелунга» к пятнадцатилетнему юбилею самого масштабного проекта Финской оперы.
До тех пор пока к середине 2000-х Мариинский не сковал собственное «Кольцо», Хельсинки оставался ближайшим к нам городом, в котором оперный мегаопус можно было увидеть и услышать целиком – причем в первоклассном исполнении под управлением дирижера-аса Лейфа Сегерстама, внешностью и пластикой поразительно напоминающего героев вагнеровского эпоса. Неслучайно самую первую мариинскую постановку двух первых частей тетралогии Валерий Гергиев пригласил осуществить именно художника финского «Кольца»: о канувших в репертуарную Лету «Золоте Рейна» и «Валькирии» Готфрида Пильца петербургские театралы горюют по сей день.
Постановщикам было где развернуться: «Кольцо» было призвано продемонстрировать публике все возможности оборудованного по последнему слову театральной техники нового здания ФНО. Сцена у Пильца с Фридрихом поднимается, обнажая недра вагнеровской преисподней, по ней катит волны Рейн, откуда ни возьмись вырастают илистые подводные скалы – и все это не считая огромного толкиеновского дракона, магических превращений всех мастей и калибров и застилающего подмостки натурального огня. Впрочем, первым делом очевидцы хельсинкской тетралогии вспоминают не о голливудских спецэффектах, а об актуальном дизайне: в «Золоте Рейна» обитель богов Валгалла срисована с шедевров модернистской архитектуры. Хотя, конечно, и это не главное. Куда важнее то, что в финском «Кольце нибелунга» присутствует настоящая преисподняя и самые что ни на есть всамделишные небеса. Которые, кажется, еще никогда не были так близки – каких-то триста с лишним километров, практически рукой подать.
Финская национальная опера, Хельсинки
5 августа, 6 сентября
Подробнее на www.opera.fi