Интервью: Григорий Ющенко
Ющенко — самый молодой член хулиганской арт-группировки «Протез» и одновременно студент-искусствовед. Он занялся живописью два года назад после знакомства с «новыми тупыми» — Игорем Межерицким и Владимиром Козиным. Ющенко пишет то, что видит, без внутренней цензуры. Его выставка «Реклама наркотиков», полная версия проекта, вошедшего в шорт-лист Премии Кандинского,— в высшей степени реалистический проект.
О каких именно веществах пойдет речь?
План, гашиш, винт, грибы, бутират, циклодол, портвейн «Три топора»,«Боярышник», сигареты «Беломорканал» —полный спектр запрещенных веществ, которые можно купить в нашем городе — как легально, так и нелегально. Получилась иллюстрированная история наркотиков. Выставка, по сути своей, издевательская — «фак» рекламщикам и всему социуму. Она даже больше про тупость рекламы, чем про наркотики.
А почему же нет главного русского наркотика — водки?
Это очень официозный напиток, обыкновенный, банальный. Мне было интересно изобразить именно маргинальные вещества. «Боярышник», к примеру. Его можно найти везде, хоть он и наркотик. Правда, водка будет на открытии выставки — на специальном «Наркофуршете».
Что в меню?
Все легальные вещества. В наших аптеках до сих пор можно купить препараты, из которых знающие люди варят «зелье». В ход идет даже сироп «Гликодин» от кашля, который содержит сильнейшее наркотическое вещество. Словом, «Наркофуршет» — для тех, кто понимает и знает, как из легальных препаратов составлять вещества. Все останутся довольны. Кстати, на фуршете Наташа Романова прочтет свои стихи, посвященные наркотикам. Они войдут в книгу «Третья нога», которую я проиллюстрирую. Мы уже выпустили сборник стихов Zaeblo, для подростков, тоже с моими иллюстрациями. А эта книга — для старшего поколения и посвящена аду. Но в ней, также как и в «Рекламе наркотиков», будет много стеба — в частности, по поводу семейных ценностей. Ведь 2008-й — год семьи.
Насколько тема наркотиков близка вам лично?
Можно сказать, что все эти картины — мои автопортреты. Изображения и надписи основаны на личном опыте и полностью соответствуют моим ощущениям от того или иного препарата. На самом деле, я выступаю за легализацию всех наркотиков, кроме героина. Но это невыгодно властям.
Название проекта можно понимать дословно? Ведь вы, кажется, рисовали на рекламных постерах?
Вообще на любом рекламном трэше. У нас выработана специальная технология, как сдирать плакаты со стен без особого ущерба. Обычно мы делаем это после дождя — бумага сыреет и быстрее отклеивается. Кроме того, мы обращаем внимание на содержательный аспект. Чем тупее исходный постер, тем идиотичнее будет картина. Техника рисования на афишах стала для нас основной, когда была образована арт-группировка «Протез». В октябре 2006 мы сделали первую выставку, составленную только из расписанных афиш. Она называлась «Апгрейд рыла» и проходила в галерее Navicula Artis. Тогда же член «Протеза» художник Игорь Межерицкий придумал термин для этих переработанных афиш — hard jumping — настолько идиотский, что мы с радостью его начали применять.
Будете продолжать наркотическую тему?
Нет. Она полностью выражена и закрыта. Мой новый проект «Укусы насекомых» — это стеб над массмедиа и социально-политическими вопросами. К примеру, на картине, посвященной малому бизнесу, изображено, как съедают таракана, и слоган: «Малому бизнесу пора подрасти, бери таракана в рот и хрусти». Или: «Хочешь быть сильным — люби Россию, жри гусениц». «Укусы насекомых» — энциклопедия новой русской жизни как тотального социального идиотизма. Проект, может быть, покажут в Москве. Но это пока не точно — может вмешаться цензура. Часть картин затрагивает политические темы.
Отношение к властям вы только картинами выражаете или и более радикальными способами?
Один из самых, так сказать, радикальных — наш перформанс «Продам свой голос». В день выборов в Госдуму участники «Протеза» и сочувствующие встали у входа на избирательный участок с плакатами «Продам свой голос». Уже через две минуты нас свинтили. Обвинили в несанкционированном пикете. Собственно, главная тема наших проектов — не наркотики или борьба с властью, а повседневное безумие. Жизнь — это сборник идиотических ситуаций, и задача «Протеза» — довести их до полного абсурда через живопись и перформансы.