Новые балетные DVD
Chroma. Infra. Limen. Three ballets by Wayne McGregor
Английский королевский балет
Этот диск – сборник трех одноактовок худрука Random Dance Company, вот уже пять лет являющегося и хореографом-резидентом Английского королевского балета. Англичане, как известно, народ страшно консервативный – даже Матс Эк, сотворивший свою танцреволюцию уже тридцать лет назад, у них до сих пор проходит под вскрики критиков «ужас-ужас, как неприлично». Но в 2006 году Уэйна Макгрегора, до того занимавшегося экспериментами лишь в собственной небольшой труппе, все же позвал на постановку Chroma Королевский балет – и наутро хореограф проснулся знаменитым. Теперь он ставит и в Парижской опере, и в Большом – 21 июля премьеру Chroma показали в Москве. Но благодаря релизу компании Opus Arte можно посмотреть балет и дома, в заведомо лучшем (поскольку родном) исполнении. Стоит только предупредить: во-первых, в спектаклях Макгрегора видно сильное влияние Уильяма Форсайта (то есть эксперименты с балансом, рискованные выворачивания ног), а во-вторых, хореограф специально стажировался на кафедре неврологии в Кембридже, чтобы изучить связь тела и мозга. Изобретенные им па напоминают движения людей, перенесших заболевания нервной системы, – и это жутковатое зрелище. Хотя балет, нельзя не признать, совершенно завораживающий.
«Пламя Парижа»
Большой театр
Алексей Ратманский, сочиняя три года назад этот балет на музыку Бориса Асафьева, продолжил свою работу по восстановлению в репертуаре Большого легендарных названий 1930-х годов (до «Пламени» были сделаны «Светлый ручей» и «Болт»). Именно названий – потому что танцы были поставлены заново. Кроме того, был переписан сюжет – и если в давнем спектакле Василия Вайнонена акцент был поставлен на торжестве крестьян, взявших во время Великой французской революции штурмом королевский дворец, то Ратманский сосредоточился на «маленьких людях» – девушке из аристократической семьи, которую угораздило влюбиться в пахотного революционера, и на этом самом воине от сохи, оказывающемся не в силах спасти ее от гильотины. Спектакль очень разнороден по качеству – есть замечательные сцены (торжество крестьян на площади), есть достаточно слабые (долгая пантомима короля, который откровенно скучает, общаясь с придворными). Но в главных ролях – революционной крестьянки Жанны и ее возлюбленного, гражданина Филиппа – нынешняя ведущая пара Большого, Наталья Осипова и Иван Васильев. Нет сомнений, что эта парочка способна взять штурмом дворец – и не один.
Siddharta
Парижская опера
Анжелен Прельжокаж поставил этот балет, вернувшись из Индии. В центре сюжета – путешествие Сиддхартхи в поисках просветления; повествование о том, как человек становится Буддой. На роль Сиддхартхи выбран премьер старшего поколения, буйный красавец Николя ле Риш. Роль кузена Ананды, который сопровождает героя в поисках истины, досталась лукавому Стефану Буйону, лучше всего играющему томных соблазнителей. Парочка уверенно отмахивается от наседающих на них дам, призванных поколебать решимость героев двигаться по избранному пути. От соблазнов цивилизации они тоже отбиваются (хотя мужчинам в шлемах явно было что предложить ле Ришу – танцовщик, как известно, фанат мотоциклов). Путь пройден, просветление найдено. Ну а танцуют парижане, как всегда, замечательно – и потому смотреть на них сплошное удовольствие, что бы они ни изображали.