Time Out выбрал самые интересные театральные достижения
Самая сексапильная героиня
Мисс Ллойд в исполнении Карины Чепурновой
«Герцогиня из Чикаго» Имре Кальмана, Театр музыкальной комедии, режиссер Серж Мангетт
Певица Карина Чепурнова в Театре музыкальной комедии получила статус первой солистки с момента появления в труппе.
Сильва в оперетте Кальмана, Одетта Даримонд в «Баядере» и Мэри Ллойд в «Герцогине из Чикаго» — Карина превращает их в королев сцены. Мисс Ллойд — самая неотразимая из всех перечисленных: вызывающий чарльстон вместо пуританского вальса, эмоциональность и экспрессивность покоряют и избранника Мэри, и зрителей. Большие, широко раскрытые карие глаза, белоснежная сияющая улыбка в сочетании с походкой пантеры и горделивой осанкой актрисы не оставляют сомнений в том, что роль исполнена примадонной.
Минни Пауэлл в исполнении Алены Старостиной
«Тень Стрелка», МДТ — Театр Европы, режиссер Олег Дмитриев
Ирландка Минни в исполнении Алены Старостиной берет не красотой, хотя и внешне очень привлекательна. Ее сексапильность — в бешеном темпераменте. Она так же взрывоопасна, как бомбы террористов, которые прячет в своей комнате. И главному герою — поэту — не остается ничего другого, как полюбить ее за жизнерадостность, которая у него самого отсутствует совершенно.
Альма в исполнении Екатерины Кондауровой
Балет «Стеклянное сердце» Александра фон Цимлянского, Мариинский театр, хореограф Кирилл Симонов
Прототип Альмы — Альма Шиндлер, женщина-вамп венских салонов начала ХХ века, сводившая с ума мужчин. Электризующий взгляд, огненный цвет волос, объемный жест, высокий рост — у Екатерины Кондауровой есть все данные для того, чтобы быть убедительной в роли покорительницы сердец.
Самая страшная сцена
Финал спектакля «Жизнь и судьба»
МДТ — Театр Европы, режиссер Лев Додин
Лев Додин знает, как заставить зрителей испытывать то же, что чувствуют герои. В «Жизни и судьбе» финал трагичен — мать главного героя прощается с ним перед тем, как фашисты уводят ее в газовую камеру. Пока Татьяна Шестакова произносит свой монолог, за ее спиной выстраивается шеренга молодых людей, раздевается догола и под увертюру Шуберта ждет приказа построиться и идти в газовую камеру. В этот момент веришь, что все эти прекрасные молодые люди погибнут через несколько минут, и сцена пробирает до костей.
Крутицкая домогается Глумова
«На всякого мудреца…», Театр им. Ленсовета, режиссер Василий Сенин
Чтобы изобразить сексуальное влечение гранд-дамы к молодому парню, прима театра им. Ленсовета Анна Алексахина, одетая как порнозвезда на пенсии, бегает за актером Дмитрием Лысенковым с кнутом, купленным в соседнем с театром секс-шопе. Это не только самая пошлая сцена из всего, что можно видеть, но и очень страшная — особенно когда задумываешься над тем, какие сексуальные демоны владели сознанием режиссера.
Появление призраков
«Поворот винта» Бриттена, Мариинский театр, режиссер Дэвид Маквикар
Сцена появления призраков — Питера Куинта и мисс Джессел (Александр Тимченко и Екатерина Шиманович) — решена в духе готических ужасов. Солисты натуралистично загримированы: кровоподтеки, слипшиеся волосы. К тому же они совращают детей, а за юного героя в триллере особенно страшно. В «Повороте винта» партию мальчика Майлза исполняет 14-летний Николай Ирви.
Самый обаятельный герой-любовник
Арман в исполнении Александра Кудренко
«Дама с камелиями», театр «Приют Комедианта», режиссер Вениамин Фильштинский
Многочисленные поклонницы называют Кудренко «русским Джудом Лоу»: его чувственность скрывается под почти британской сдержанностью. В «Даме с камелиями» история показана глазами Армана. А взгляд его может быть любым: нежным, страстным, ненавидящим и влюбленным. Такое разнообразие приводит барышень в трепет.
Рудольф в исполнении Сергея Семишкура
«Богема» Пуччини, Мариинский театр, режиссер Йан Джадж
Все свои признания в любви Сергей Семишкур совершает с необычайной страстью. Совсем недавно он так удачно признался в любви самой Анне Нетребко, что теперь только ему уготовано счастье петь возлюбленного Мими — поэта Рудольфа в «Богеме». Лирический тенор певца имеет все шансы стать драматическим.
Бусыгин в исполнении Сергея Перегудова
«Свидания в предместье», Театр Комедии им. Н. Акимова, режиссер Виктор Крамер
Если бы существовало амплуа «соседский парень», то Перегудов был бы его лучшим представителем. А роль провинциального гопника, в шутку выдавшего себя за сына добряка Сарафанова, оборачивается у него историей любви к старшей дочке Сарафанова. И так у них все просто и складно, что хочется оказаться на месте главной героини.
Лучший спортсмен
Дмитрий Лысенков на коньках в роли Кочкарева
«Женитьба», Александринский театр, режиссер Валерий Фокин
В «Женитьбе» режиссер Валерий Фокин поставил всех героев на коньки. И Кочкарев — главный злодей и провокатор, закручивающий интригу, — катается лучше всех. Лысенков показывает такое мастерство, что хочется посоветовать ему принять участие в ближайших Олимпийских играх. Все, что он делает, не только убедительно со спортивной точки зрения, но и еще и прекрасно раскрывает характер его героя: ловкач в жизни естественно и органично предстает виртуозом на льду.
Волейбольная команда
«Жизнь и судьба», МДТ— Театр Европы, режиссер Лев Додин
В начале спектакля герои с азартом перекидывают друг другу мяч через сетку, вкладывая в свои движения максимум жизненной силы. Их размеренные действия становятся лучшим символом мирного прошлого, которое потом будет безжалостно разрушено войной. А волейбольная сетка превратится в колючую лагерную ограду.
Николай Фоменко на велосипеде
«Дети Ванюшина», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Арсений Сагальчик
Приглашенная звезда Николай Фоменко разъезжает по сцене на велосипеде пару минут. Но этот комический выезд срывает больше аплодисментов, чем весь спектакль — и непонятно, что тому причиной: то ли уважение публики к звездному статусу актера, то ли его ловкое трюкачество на велосипеде, которое отлично смотрелось бы и на арене цирка. Тем более что сцена ТЮЗа на нее очень похожа.
Самый провокационный режиссер
Семен Александровский
«Мой друг Гитлер», «Театральный проект Семена Александровского»
Семен Александровский выбрал для своего дебюта скандальную пьесу Мисимы «Мой друг Гитлер», его не остановило то, что драматурга неоднократно обвиняли в симпатиях к фашистскому диктатору. И поставил ее в не менее неожиданном месте — Еврейском культурном центре ЕСОД. В итоге спектакль получился хотя и провокационным, потому что герои вызывают не только отторжение, но и симпатию, но не прогитлеровским. И предостерегающим от возможного террора.
Василий Бархатов
Опера «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Мариинский театр
Режиссер осуществил первую в Мариинском театре постановку огромной оперы-фрески, причем в нестандартных условиях нового Концертного зала театра. Сюжет оперы про авантюры флорентийского ювелира и скульптора был радикально осовременен Василием Бархатовым: из XIV века действие перенеслось в мир современного гламура: тут и бутики, и модное дефиле, и победительница конкурса красоты, и фокусы.
Олег Еремин
«Муха», Александринский театр
Олег Еремин решил провести творческий эксперимент: он соединил вместе поэму Бродского «Муха» и детскую сказку Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Получилась трагическая история о главной героине, не знающей счастья. Странный литературный микс играют на нетрадиционной площадке — в акустической трубе четвертого яруса Александринского театра.
Самая непорочная любовная сцена
Встреча принца и принцессы Нинетты
Анастасия Калагина и Андрей Илюшников в «Любви к трем апельсинам», Мариинский театр, режиссер Ален Маратра
И лирико-колоратурное сопрано Анастасии Калагиной, и лирический тенор Андрея Илюшникова созданы для того, чтобы воспевать непорочную любовь. В сцене встречи принца и принцессы оба в белом, она почти в прозрачном. Выглядит эротично — во французском стиле.
Ракель и испанский король, удаляющиеся под облака
Лаура Лаури и Семен Стругачев в «Испанской балладе», Театр им. Ленсовета, режиссер Гарольд Стрелков
Чтобы подчеркнуть, что испанского короля (Стругачева) охватила незем- ная страсть к прекрасной еврейке (Лаури), режиссер Гарольд Стрелков укладывает героев не в банальную постель, а в роскошную беседку, уезжающую с героями под колосники. Где они и проводят, как описано в романе «Испанская баллада», ни много ни мало — семь лет. И ни одно мгновение не опошлено зрительским взглядом.
Объяснение Тригорина и Нины Заречной
Юлия Марченко и Андрей Шимко в «Чайке», Александринский театр, режиссер Кристиан Люпа
Самое пылкое объяснение в пьесе превращено режиссером в интеллектуальный поединок героев. Никакой экспрессии и влечения друг к другу — герои бросают реплики, как роботы. Потому что для режиссера они не люди, а книжные персонажи, лишенные обычных человеческих чувств.
Самое органичное животное на сцене
Черный кот
«Крепостные актерки», театр «Суббота», режиссер Юрий Смирнов-Несвицкий
Черный кот в этом спектакле — главный театральный критик. Пока крепостные актеры рассуждают об искусстве, он вальяжно лежит на руках у заезжего итальянца и выразительными ироничными взглядами комментирует происходящее. Тут становится понятно — слова нужны не всегда, раз даже кот умеет быть таким «красноречивым».
Белый шпиц
«Дама с собачкой», БДТ, режиссер Анатолий Праудин
Прелестный белый шпиц, совсем такой, как описан у Чехова, настолько хорош, что когда он на сцене — все внимание зрителей обращено на него. Даже о главной героине судят по тому, насколько сильно она натянула поводок. Вспоминается Станиславский, утверждавший, что переиграть животных и детей невозможно. А здесь собаке даже играть ничего не нужно — она, как фотомедель, берет не талантом, а внешностью.
Лошадь
«Иваны», Александринский театр, режиссер Андрей Могучий
Перед премьерой Андрей Могучий обещал, что в спектакле будут дрессированные комары, летающие с помощью ультразвука. Но если насекомые и есть, то их не разглядеть. Зато лошадь, запряженная в телегу, производит впечатление, потому что очень органично вписывается в картину миргородской жизни.
Самый эксцентричный герой
Граф Шабельский в исполнении Вадима Сквирского
«Иванов», «Небольшой драматический театр», режиссер Лев Эренбург
Граф Шабельский в исполнении Вадима Сквирского обгладывает кости, найденные у собачьей конуры, носит грязное дамское белье и пытается присесть погадить посреди свадебного пира. Так он демонстрирует важную для режиссера Льва Эренбурга мысль: пределов для того, как низко может опуститься человек, нет.
Питер Пень в исполнении Сергея Бызгу
«Сон в летнюю ночь», театр им. Комиссаржевской, режиссер Александр Морфов
Сергей Бызгу в роли режиссера-недотепы, который пытается создать театральный шедевр, превращая в актерскую труппу бригаду разношерстных работяг, не только невероятно смешной, но и трогательный. Удовольствие получаешь, как будто смотришь на всех героев Чарли Чаплина вместе взятых.
Сапари в исполнении Ивана Корытова
«Баядера» Имре Кальмана, Театр музыкальной комедии, режиссер Миклош Габор Кереньи
Выступления Ивана Корытова в опереттах запоминаются не хуже, чем роли Луи де Фюнеса. Помимо уморительной интонации и мимики, возникает ощущение, что актер на шарнирах — настолько подвижно и безостановочно тело Ивана на сцене. Его Сапари — пронырливый журналист, жизнерадостный плут и обаятельный интриган — веселит публику не хуже клоуна.
Самая агрессивная героиня
Электра в исполнении Ларисы Гоголевской
«Электра» Рихарда Штрауса, Мариинский театр, режиссер Джонатан Кент
Если бы в оперной труппе театра не было такой певицы, как Лариса Гоголевская, об опере «Электра» маэстро Гергиев и не мечтал бы. Природная мощь ее голоса способна пробивать плотную оркестровую массу. Ее Электра охвачена ненавистью и жаждой мести, а исступленный предсмертный танец вызывает жуткое ощущение соприкосновения с аномальным психическим явлением.
Бабушка в исполнении Эры Зиганшиной
«Похороните меня за плинтусом», Балтийский дом, режиссер Игорь Коняев
Эра Зиганшина виртуозно и со множеством нюансов играет полубезумную бабушку, терроризирующую окружающих с помощью сердечных лжеприпадков, которые она разыгрывает так убедительно, что все зрители в зале начинают верить в них. И тем трагичнее осознавать, что таким образом проявлется ее любовь к внуку.
Царица ночи в исполнении Ларисы Юдиной
«Волшебная флейта» Моцарта, Концертный зал Мариинского театра, режиссер Ален Маратра
Свою героиню, властолюбивую и жестокую Царицу ночи, певица наделяет сокрушительной силой. В знаменитой арии мести Царица ночи с помощью голоса-клинка Ларисы Юдиной готова вспороть небосвод. Режиссер Ален Маратра в полном восторге от стального блеска ее колоратурного сопрано.
Самая желанная невеста
Агафья Тихоновна в исполнении Юлии Марченко
«Женитьба», Александринский театр, режиссер Валерий Фокин
Героиня Марченко — самая завидная невеста, окруженная толпой женихов, из которых нужно выбрать лучшего. И неудивительно, что у нее такой выбор, — мало кто из мужчин устоит перед этой хрупкой, большеглазой девушкой с трогательными кудряшками. Но невинная внешность скрывает не только железный характер, но и инфернальные черты: по ночам эта гоголевская героиня предстает в облике персонажа совсем другого произведения — Маргариты, собирающейся на бал к Воланду, — с горящими глазами она выбирается на балкон, и веришь, что сейчас достанет метлу и улетит.
Сюзон в исполнении Натальи Высочанской
«Безумный день, или Женитьба Фигаро», Театр «Балтийский Дом», режиссер Виктор Крамер
Такую позитивную и жизнерадостную невесту будет рад видеть рядом с собой любой жених. А брутальному Фигаро в исполнении звезды «Бумера» Андрея Мерзликина она как раз подходит: получается парочка в стиле Бонни и Клайда, только без кровавых разборок. Добиться своего им удается и без пистолетов, а эффект от их действий не меньше, чем от пуль.
Пьеретта в исполнении Марины Солопченко
«Подвенечная фата Пьеретты», театр «Приют Комедианта», режиссер Николай Дручек
Героиня Солопченко — коварная невеста, накануне свадьбы убивающая влюбленного в нее поэта. Потом его призрак приходит на ее бракосочетание и доставляет всем много неприятных минут. Но спектакль — не ужастик, а настоящая символистская драма. И Пьеретта — глубокий образ идеальной женщины, которая никому не подвластна.
Самая современная трактовка классической роли
Маргарита Готье в исполнении Татьяны Бондаренко
«Дама с камелиями», театр «Приют Комедианта», режиссер Вениамин Фильштинский
Маргариту Готье обычно играют хрупкой и утонченной аристократкой, словно забывая о ее профессии богатой содержанки. А Татьяна Бондаренко сыграла женщину, живущую на деньги богатых мужчин, уверенную в себе. Ее героиня дает наглядный урок современным девушкам: независимо от обстоятельств любовь стоит больше, чем новый наряд или хорошо обставленная квартира. Вопрос, что ценнее — деньги или чувства, решается в пользу любви. Потому что главная героиня по-настоящему счастлива не в тот момент, когда примеряет модное платье, а когда остается один на один с любимым. И ей совсем не важно, как она выглядит при этом.
Константин Треплев в исполнении Олега Еремина
«Чайка», Александринский театр, режиссер Кристиан Люпа
Режиссер впервые в истории изменил трагический финал — вместо самоубийства Треплев лежит на травке и напевает французскую песенку. Этот Константин Треплев настолько современен, что когда в день победы «Зенита» Еремин вышел на сцену в фанатском шарфе, это не противоречило создаваемому им образу. Публика была в восторге, в отличие от худрука театра.
Флора в исполнении Екатерины Осмолкиной
Балет «Пробуждение Флоры», Мариинский театр, хореограф-постановщик Сергей Вихарев
В партии Флоры — богини юности — Екатерина Осмолкина предстает не музейной древностью, а узнаваемой современницей, знающей толк в дизайнерских нарядах. Костюмы по моде XIX века смотрятся на ней как на модели с последнего дефиле благодаря изящной и легкой пластике и остроте жестов.
Солист балета с самым высоким прыжком
Денис Матвиенко
Михайловский театр
Денис Матвиенко, солист балета с европейским реноме, как вольный ветер ворвался на сцену обновленного Михайловского театра на открытии сезона в партии Базиля в «Дон Кихоте». И сразу в статусе премьера. Его головокружительные вращения и космической высоты прыжки потрясли зрителей и критиков. В апреле репертуар Игоря пополнится героической партией Спартака в одноименном балете Хачатуряна, а чуть позже — и влюбленным Ромео в «Ромео и Джульетте» Прокофьева.
Михаил Лобухин
Мариинский театр
Официальный статус солиста балета Михаила Лобухина — первый танцовщик. Но все его выходы в балетах Мариинского театра запоминаются, как выступления самого настоящего премьера. Своим точным, подлинно мужским танцем он попадает в образ, словно в десятку. Например, в «Корсаре» он танцует морского пирата Конрада, которого после кораблекрушения спасают три сексуальные гречанки: в этом балете на радостях Михаил прыгает еще выше.
Леонид Сарафанов
Мариинский театр
Его вдохновенный полет — гордость балетного руководства Мариинского театра. «Вдохновенный» в этом случае — не красное словцо, а самое верное определение. Когда танцует премьер Леонид Сарафанов, кажется, что не тело, а дух проносится над сценой. Его графически выверенные па напоминают математически просчитанные архитектурные проекты.