Интервью с Анной Старобинец
В книге «Мозг онлайн» нейрофизиологов Гэри Смолла и Гиги Ворган утверждается, что цифровая эволюция мозга все сильнее изолирует личность от общества, а внезапное зарождение новых отношений между людьми становится большой редкостью.
В романе «Живущий» человечество существует в глобальной сети «социо». Пользуешься ли ты сама социальными сетями? Пользуюсь, но без фанатизма. У меня есть аккаунт на Facebook и в ЖЖ, но я крайне редко туда пишу, только время от времени просматриваю френдленту. Есть почтовый адрес на gmail и чат – но там у меня, как правило, невидимый статус: это помогает контролировать время, затрачиваемое на болтовню. В «Живущем» – собирательный образ, от каждой сети я взяла понемногу.
В новой книге есть все, что пугает человека в новой медиареальности: открытость личной жизни, бесконечные цепочки поверхностных коммуникаций, замена реальности ее суррогатом и возможность тотального контроля. Но если люди все-таки бегут в Сеть, значит, чем-то такая структура отвечает их природе? Конечно отвечает. Человек, как известно, животное социальное – и потому склонно ко всяческому роению. Как сказал один мой приятель, «в интернете любой имбецил или извращенец всегда отыщет себе группу единомышленников». Социальные сети дают иллюзию причастности к большому, интересному коллективу тебе подобных. При этом коллектив этот, в силу кажущейся анонимности, до сих пор мнится максимально свободным. О «тотальном контроле», о том, что каждый из юзеров может быть учтен, проштампован и внесен в определенный реестр, очень мало кто думает. Даже история с обнародованием СМС и покупок в секс-шопах воспринимается как курьез, как досадный сбой – а ведь это скорее мрачный прогноз на будущее.
Уже сейчас отключение от социо… то есть от интернета зачастую означает выпадение человека из жизненного потока. Что делать, если хочется сохранить баланс между виртуальной реальностью и миром вокруг? Ну, это все равно что спросить: что делать человеку, который очень любит жрать все сладкое и жирное, чтобы сохранить фигуру, но при этом не помереть с голоду? Просто нужно контролировать количество съеденного, не обжираться. То же и с временем, проведенным в «социо», – нельзя позволять себе туда проваливаться. Следует посадить себя на жесткую диету – к примеру, два часа в сутки в сетях, не больше.
Уже появилось поколение «девочек, живущих в Сети». Ты собираешься как-то направлять или ограничивать своего ребенка в виртуальном общении? Ограничивать не собираюсь, а вот заранее предупредить болезнь пытаюсь уже сейчас – дочке шесть лет. Меры профилактики таковы: во-первых, книги. По моему твердому убеждению, любовь к чтению с большой вероятностью избавит ребенка от прописки в Сети. Чтение – тот же эскапизм, но умный и полезный, открывающий миры, он выдержит конкуренцию с френдлентой. Во-вторых, я знакомлю ребенка с интернетом уже сейчас – что-бы все это было для нее чем-то обыденным и привычным, а не стало вдруг невероятным открытием «дивного нового мира». Наконец, реальность не должна проигрывать в конкурентной борьбе глубоким слоям виртуального мира. Путешествия, книги, игрушки, домашние животные, интересные гости, вменяемые родители, хорошая неагрессивная школа – все это, я надеюсь, удержит ребенка с нами.