Новые балетные DVD 2
«Баядерка»
Английский Королевский балет
В Лондоне идет версия балета Мариуса Петипа, созданная Натальей Макаровой: воспоминания о мариинском оригинале и собственные решения балерины перемешаны довольно причудливо. Досочинен четвертый акт, утерянный в Мариинском после революции, – именно в нем происходит свадьба, на которую является мстительное привидение. Но при этом в спектакле есть и вариация Золотого божка, сочиненная уже для советской версии балета. Однако свеженький диск любопытен не из-за редакции. Взгляд притягивает состав исполнителей: русский балет из индийской жизни танцует в Лондоне испано-южноамериканская команда. Храмовой танцовщицей Никией стала перебравшаяся в английскую столицу из Мадрида Тамара Рохо; влюбленным в нее великим воином Солором – кубинец Карлос Акоста; дочерью раджи, которая захотела выйти замуж за воинственного красавца, приказав убить соперницу, – родившаяся в Буэнос-Айресе Марианела Нуньес. Вся троица славится адским темпераментом – и в этой «Баядерке» страсти кипят, как в натуральном индийском кино.
«Золушка»
Бирмингемский Королевский балет
Третья по значению труппа Соединенного Королевства предлагает сказку. Просто сказку, добротную и простодушную, отдохновение души для консерваторов, уставших от революционных трактовок прокофьевской музыки. Дэвид Бинтли не забывает даже мелких деталей волшебной истории – то, например, что фея сначала зашла к крестнице в образе нищенки и та отдала босой бродяжке последние тапочки. Принц носит камзол, а не джинсы, а свита феи одета в расшитые пачки и демонстрирует хорошую классическую выучку. Максимум, что позволяет себе постановщик – заставить толстуху-сестрицу Золушки во время урока танцев вытащить откуда-то из-под пачки куриную ножку и вцепиться в нее зубами. У Элиши Уиллис, которой досталась заглавная роль, обаятельная и наивная физиономия, а несколько самовлюбленные манеры Иэна Маккея, ставшего в этом спектакле Принцем, искупаются пристойным качеством танца. Смело можно показывать детям – но если у ребенка есть музыкальный слух, приготовьтесь отвечать на вопрос, почему эта сказка такая сладкая при такой – на самомто деле – довольно страшной и печальной музыке.
«Маленькая танцовщица Дега»
Парижская опера
В основе сюжета – реальная биография бедной девчонки, позировавшей Дега для знаменитой скульптуры маленькой балерины. Мать сдавала четырнадцатилетнюю ученицу балетной школы в аренду богатым любителям искусства. Один из папиков обвинил девчонку в краже кошелька – та тут же была выгнана из Оперы и умерла в нищете. Сочинивший балет Патрис Барт (более знаменитый как танцовщик в семидесятых, чем как сегодняшний хореограф) заканчивает историю менее трагически – не смертью, но сменой профессии: балеринка становится прачкой. Рассказывает эту печальную повесть в танце дивная компания этуалей: роль главной героини досталась Клермари Оста, вальяжной примой стала Дороте Жильбер, занятия в сценическом классе ведет Матье Ганьо, а среди богатых визитеров в Опере выделяется гордой испанской статью Хосе Мартинес. В танцах, придуманных Бартом, вы, конечно, увидите явное влияние Кеннета Макмиллана, его «Манон», но, в отличие от англичанина, пропустившего через себя несчастья героини, французу удались лишь те сцены, когда ничего катастрофического еще не произошло. Балетный класс, упражняющиеся у станка девчонки, обаяние Оперы – в этом он разбирается и это он чувствует. А женские трагедии – нет.