Обзор: Социальные сети | Город | Time Out

Обзор: Социальные сети

  30 августа 2011
7 мин
Увлечение мира социальными сетями, уже граничащее с аддикцией, играет на руку тем, кто не только лайкает фоточки, но и ищет способы заработать на своей и чужой зависимости. Time Out изучил вопрос и нашел как минимум шесть идей, как заработать в соцсетях.

ПОЛЯ НЕПАХАНЫЕ

Возможности продвижения в социальных сетях – залог счастливого будущего пиарщиков. Насколько российские юзеры готовы это будущее обеспечить, спорили корреспондент крупного интернет-издания Михаил Рудин и совладелец пиар-агентства Анастасия Гамаюнова.

Стереотипное мышление – человеческая слабость, происходящая из неких древних племенных ритуалов. Мужественные обезьяны доказывали соседям, что их пещера пещеристей, а мамонт наваристей. Социальные сети третьего тысячелетия по сути являются самостоятельными социумамипещерами, в каждой из которых существует своя политика и отличительные черты. Правда, несмотря на холодные войны создателей, обладатели профайлов не вступают в сражения. Зато сторонним наблюдателям доставляет удовольствие высмеивать среднестатистических пользователей, создавая образы и предрассудки, срубая лулзы и провоцируя вялые баттхерты.

Разумеется, шутники смеются и над собой – сегодня почти невозможно найти человека, не имеющего профайла хотя бы в одной соцсети и, соответственно, не укладывающегося в рамки стереотипа. А существующие во всех социальных сетях одновременно представители public relations работают с публикой, основываясь именно на стереотипах – и тем самым эти шаблоны насаждают. Заводя страницы в разных соцсетях, уже сами пользователи показывают разные стороны своей личности: антисоциальный хам, играющий в онлайн-приложения «ВКонтакте», вполне может оказаться солидным семейным человеком на «Одноклассниках», свободно общаться на трех языках в Facebook, плюсовать и «шарить» видеоклипы с YouTube на Google и дерзко язвить в комментариях в «Живом журнале». Хамелеоны на опасной границе с размножением личности делают это не ради удовольствия – чаще всего они просто вынуждены присутствовать везде: кто-то разрывается между школьными друзьями, кто-то общается с коллегами, кто-то просто ищет популярность любыми способами. Таким образом, получается, что однобокие плоские стереотипы поддерживаются и насаждаются юзерами, которые в офлайне сочетают в себе все созданные профайлы.

АНАСТАСИЯ ГАМАЮНОВА, СОВЛАДЕЛЕЦ PR-АГЕНТСТВА: «Юзеры «ВКонтакте» – это скорее школьники. А еще те, кто в принципе редко пользуется «большим» интернетом. Там есть все: и те, кто появился после наступления популярности FB, и те, кто по старинке проверяют свой старенький, поросший мхом аккаунт, и уже даже мамы и дедушки. «Вконтакте» работает, когда речь идет, например, о российском туре какого-то музыканта – там глубинки реагируют на ура, достаточно подтолкнуть, и само покатится».

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, успешные в «ВКонтакте» группы вроде «РосПил – война коррупции» и появление аккаунтов блогеров, обнаруживших здесь новую аудиторию (например, националиста Егора Просвирина, жж-юзера nomina_obscura) – неплохой сигнал о том, что аудитория растет не только в количестве, но и в качестве: соцсеть существует уже пять лет, и люди, зарегистрировавшиеся в первые два года, взрослеют и интересуются чем-то большим, чем «Веселый фермер» – к тому же здесь теперь появляется все больше взрослых людей: родители приглядывают за детьми, учителя – за своими школьниками, преподаватели рассылают задания и дают подсказки в личной переписке. Аудитория социальной сети становится старше – и отношение пора корректировать уже сейчас.


СМОТРИ МНЕ В ГЛАЗА, Я СКАЗАЛА – В ГЛАЗА
Совсем недавно ЖЖ-юзер dmitrypastushok вытоптал коваными сапогами аудиторию и без того вымирающего LookAtMe заметкой о правильном производстве и позиционировании «лука». Стиляги, валом повалившие на LAM в самом начале, захлебнулись собственным самопиаром. Единственной яркой отличительной чертой LAM изначально была практически революционная для социальной сети система рейтингов, позаимствованная из коллективных блогов наподобие habrahabr.ru, – посты и пользователя можно было минусовать. Увы, спасая сайт от кровопролитных побоищ, авторы убрали негатив. LAM отчаянно мечется меж двух огней: коллективный блог с миллионом авторов или соцсеть – и, кажется, решения уже не найдется.

АНАСТАСИЯ ГАМАЮНОВА: «Сетью LookAtMe надо уметь пользоваться, и тогда фидбек будет нереальный. Люди, которые сидят на LAM, – это «Пикник «Афиши» и хипстеры, по размеру и охвату целевой аудитории это почти как газета «Жизнь» – только для хипстеров. Выставка «Звезды и светила Терри О’Нила» на LAM отлично сработала – там котируется то, что имеет хорошую визуальную сторону. Или вот фестиваль музыки и спорта Men’s Health: модный спорт, «фикседы» и тряпки – это вообще тренд».

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, движок LookAtMe с трудом тянул функциональные нагрузки соцсети с самого начала, заплаток становилось все больше, от исходного кода не осталось живого места – а в результате из шаблона модного сайта с начальными возможностями соцсети получилась самостоятельная оригинальная платформа. Поговаривают, что дочерний LAM сайт The Village, интернет-СМИ на платформе LAM, – первый из сотни. Движок отлично подходит для функций развлекательного новостного портала, именно на этом, по слухам, и сосредоточатся авторы проекта, пока LookAtMe будет жить собственной самостоятельной жизнью.


ЛИЦОКНИГА.РФ 
Facebook представляется многим серьезной солидной сетью. Антон Носик однажды заметил, что Facebook пользуются русские люди с международными контактами, в отличие от местечковых «ВКонтакте» или «Одноклассников», – на самом деле это миф, связанный с тем, что компания Цукерберга до недавних пор не пыталась закрепиться на широком русском рынке, отчего Facebook использовали исключительно для деловых связей.

АНАСТАСИЯ ГАМАЮНОВА: «Например, Aurora Fashion Week интересны нововведения, они хотят идти в ногу со временем, к тому же ориентируются на тех, у кого есть хоть одна пара обуви от 700 баксов и айфон. Публика AFW очень показательна. Вряд ли можно найти проект, где столько людей зачекинилось на foursquare в Манеже. Сервисом foursquare вообще надо пользоваться именно сейчас, через 3–7 месяцев все забудут. Facebook для Aurora даже велся на английском языке, так как каждый модник должен говорить по-английски. Исключительно имиджевая фича, там пыли столько, что не задохнуться сложно. Лично я больше не иду «ВКонтакте» или в «Твиттер», потому что вижу, что мои друзья, как и аудитория наших проектов, на 99% активно использует FB».

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, мировая общественность имеет к социальной сети номер один те же претензии, что и русская — к «ВКонтакте»: обилие представителей младшего и среднего школьного возраста и людей повзрослей, но с аналогичным IQ. К тому же Facebook — любимая территория для троллинга, прежде всего это связано со стремлением пользователей обновлять статусы после каждого успешного выдоха или наивных попыток прославиться на весь свет за счет «лайков», свидетельствуют главные составители ироничных графиков на graphjam.memebase.com.


NEW IS ALWAYS BETTER
Показавшийся многим панацеей от «школоты» не в меру амбициозный проект Google Plus за 16 дней сумел добиться отметки в 10 млн пользователей. Для сравнения: микроблогам Twitter для этого потребовалось 780, а Facebook – 852. Однако пришедшие на непаханое поле юзеры не спешат забивать друг другу френдленты контентом – кнопки 1 прикручены далеко не везде, в отличие от привычных «лайков». Эксперты, не стесняясь в выражениях, говорят, что Google тупо наращивает аудиторию за счет «спящих» аккаунтов – такой же системой пользуется для покорения России Facebook. Миллионы людей, заимев аккаунт, плохо понимают, что с ним делать, и оставляют в покое – в ожидании перемен.

АНАСТАСИЯ ГАМАЮНОВА: «Пока что не понимаю смысла G . Там есть пара человек, которые пишут смешные шутки, только поэтому я туда захожу. Для меня этот сервис бесперспективен, пока я не увижу примеров эффективного использования. И я не знаю, кто может сформировать аудиторию, поживем – увидим».

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, восторг первой недели символизировали самодельные постеры с Барни Стинсоном из сериала How I Met Your Mother, однако теперь лицо-мем foreveralone прочно ассоциируется с Google Plus. Одиночество в толпе, среди миллионов таких же одиночек – отличный повод для шуток. Шутники проходятся по основателю Facebook Марку Цукербергу, ставшему самым популярным пользователем Google Plus. Перспективы G туманны именно потому, что Google изначально не выбирал аудиторию (в отличие от конкурентов, первым делом атаковавших молодежь), авторы соцсети будущего надеются, что аудитория сформируется сама – сработает ли это, в ближайшее время вряд ли выяснится, для подобного процесса требуется не один год. Google все сделали задом наперед: сначала нарастили возможности для работы с контентом: фотоальбомы, почтовый сервис, поисковик, чат et cetera — а теперь создали для этого социальную сеть.