Х Биеннале современного искусства
Sysina group – это три танцовщицы: Саара Холберг, Мирва Маттила и Рейя Штениус. Периодически к ним присоединяется четвертая – Терхи Лилья (так будет и в Петербурге). Sysi на финском – это «древесный уголь», -na говорит о множественном числе, так что – «куски угля». Огненная тема в названии неспроста: танец буто, которым увлекаются девушки, появился в послевоенной Японии как протест против развития цивилизации, приведшего к атомным бомбардировкам, – символика огня, обугленного дерева, пепла здесь очень важна. К чести участниц Sysina, в отличие от многих адептов буто и контактной импровизации, они достаточно физически подготовлены, чтобы их представления были интересны и публике, а не только им самим. У них выразительные руки – вздрагивающие, плывущие, вдруг жестко застывающие в воздухе. Периодически танцовщицам действительно удается достичь абсолютного «эффекта ветки», эффекта схожести с растительным миром. Но главное – у Sysina group все в порядке с чувством юмора, что в среде перформеров бывает не слишком часто. В прошлом году на маленьком фестивале в Кронштадте они рассказали дивную историю о добропорядочной домохозяйке, которую сводили с ума два домашних тролля – белый и черный. Женщина мирно гладила белье, но из-под ткани вдруг выбирался один незваный гость, над головой появлялся другой – и обыденная реальность разваливалась на куски, рассыпалась на части. Что приготовили они на этот раз – еще неизвестно, но можно надеяться, что скучно не будет. Финская группа выступает в пятницу (посреди дня, что немилосердно по отношению к работающему народу), суббота же принесет совместный немецкорусский проект «Танцы в воздухе».
Два месяца назад в Петербурге немецкая танцовщица Габриэла Кох собрала на мастер-класс группу энтузиастов, желающих научиться танцевать над землей. Тогда же, в июне, были продемонстрированы первые результаты – в одном из дворов на канале Грибоедова смелые люди болтались в воздухе на веревке и принимали в пространстве разные позы – иногда изящные, иногда и не очень. Кто-то напоминал свисающую с вилки лапшу, а кто-то – без шуток – японские каллиграфические знаки. Силуэты новоявленных акробатов на фоне брандмауэра вдруг превращались в тончайшие иероглифы, и это казалось чудом: из пластического мусора возникало на- туральное стихотворение. Сейчас они собираются этот опыт повторить – для более широкой публики. Закончится же программа перформансов на биеннале субботним буто-джемом. Он призван убедить любопытствующий народ в том, что смотреть представления интересно, но еще интереснее в них участвовать – и каждый сможет проверить правоту этого утверждения на себе. Захочется дальше заниматься буто или контактом – организаторы будут считать, что поработали не зря.
Х Биеннале современного искусства
2–3 сентября, ЦВЗ «Манеж»